б) Имущественные
1. Только выделившиеся дети имеют имущество отдельное от родителей.
2. И самый заработок сына остается родителям, пока сын не выделился.
4. Случая отнятия отцом у сына завещанного ему дедом имущества не было.
8. Пока имущество нераздельно, ни отец и никто не может распоряжаться этим родовым имуществом без общего на то согласия всех родственников.
9. Выделенным имуществом сына отец уже не распоряжается.
10. Родители отвечают за убытки, причиненные детьми.
11. Отец ответствен и за убытки, причиненные его совершеннолетними детьми, если имущество нераздельное.
12. Отец обязан уплачивать долги неотделенных детей.
13. Случаев займа, купли-продажи между неотделенными сыновьями и отцом не может быть.
14. После беспотомственно умерших детей наследуют им их родители.
15. Подать у ингушей платят с "дыма" (5 человек образуют дым) по 1 рублю (на плоскости по 3 р.) в год; если дети выделены от отца, то и они участвуют с ним в уплате подати.
18. Неотделенные дети, не имея ничего своего, и не могут быть ответственными в долгах их отца.
20. Разделенные сыновья могут отказаться от уплаты долга отца, но обыкновенно они помогают отцу уплатить долг.
21. Мать не имеет права заключать крупных сделок без согласия мужа или, если его нет, родителей, а потому не может и задолжать.
Часть II
Ответы на "Программу для собирания народных юридических обычаев"
(Изд. Русского Геогр. общества 1889 года).
Гражданское право.
1. Род, семья и наследство
6. Судьба соединяет человека с определенной женой.
Умирает человек холостым - по божьей воле; такие молодые
люди взяты богом и пойдут в рай. Жениться считается хорошим делом, ибо благодаря браку сохраняется род его, не прекращается, - остаются дети; гибель фамилии означает, что этот родоначальник становится хуже, падает, "худает", опускается. Кроме того, дети будут совершать поминки, давать подаяния, и этим на том свете умерший будет питаться.
Не жениться считается несчастьем, - такие случаи редки. В сел. Кескем есть девушка в мужском костюме; когда она сидела, к ней явился дух (видение) и сказал, чтобы она была мужчиной, а он будет женщиной; она ходит с распущенными волосами; проводит время в обществе мужчин; зовут ее Бози Хачмиева. Она хорошо играет на балалайке. Эбрик Эгиева тоже была как мужчина; не выходила замуж, хотя была просватана. Она была "кама-цома" (гермафродит).
7. И хозяйственные расходы играют роль при браке, наряду с желанием иметь потомство.
При выборе невесты обращается внимание на род (благородство рода); но больше всего обращалось внимания на ее хозяйственные способности (рукоделие, работы); сильные фамилии брали жен от равных же. Слабые фамилии называются nexa kartajixi bexa пах (жившие около плетня сильных); они считались прежде ниже высших, сильных фамилий. Старики из сильной фамилии 2-ю или 3-ю жену, когда они обессиливали, брали из слабой фамилии, "чтобы она укладывала их спать". За покровительство слабые фамилии несли работы сильным; это делалось не по обязанности, а как услуга, и не постоянно, а иногда, когда их собирали, угощали и отправляли на работу.
К покровителю Гаити Мальсагову в дом от покровительствуемых проведены были веревки, и когда бывало у них воровство, они тянули за веревку и звали на помощь к себе.
Они работали ему безвозмездно; но зато он их защищал от воров и похищенное в набегах на них возвращал.
В женихе ценились: хорошая фамилия, состоятельность, хорошее оружие, хорошая лошадь.
16. Жену, оказавшуюся недевственной, муж прогоняет, говоря: "Ты пришла с телом матери (женщиной), а не со своим". Плохой держал ее. Но если она признавалась мужу, кто ее испортил, и если это было сделано насильно, то ее муж оставляет, а виновника убивает.
Теперь нравственность, благодаря мусульманству, выше прежнего; тогда боялись только мести, а теперь и религия удерживает.
Прежде можно было жениться на мачехе, а теперь нет; женились и на снохах; но браки между родственниками тогда были реже, строже, нежели теперь; при женитьбе кого-либо все родственники несли подарки ему; самый отдаленный все же нес колечко из польского серебра.
21. Приданое справляют только на полученный калым, и кое-что родители давали.
22. По смерти жены вещи из приданого оставались мужу. Если умирал муж, то жена должна была выйти за кого-либо из родственников мужа (братьев, левират); если отец ее хотел выдать ее за другого, то должен был братьям мужа уплатить корову и 1 барана (10+1 руб.), если приданое было сделано на весь калым, а в противном случае и часть калыма, оставшегося у него по справлении приданого.
23. Жены бывали у богатых и влиятельных лиц, для увеличения потомства; это считалось хорошим делом.
Жениться на 2-х сестрах разом нельзя; но по смерти одной -можно на другой; это хорошее дело, ради лучшего ухода за детьми и сохранения родства.
25. Убивать жену даже за измену было нельзя; или муж отрезал ей кончик носа и пускал ее и убивал любовника; или, если этого она не позволяла, отпускал, взяв по 3 лошади с родителей ее и с прелюбодея за бесчестие. Продавать жену нельзя было.
Бить можно жену, и никто за это не бранил мужа. Она убегала к родственникам, он опять приводил ее и т. д.; если муж не захочет, она не могла развестись (для этого она притворялась одержимой духами); но она могла найти человека храброго, который решился бы увезти и жениться на ней; похитителя или убивали, или требовали 50 коров за неверность от ее отца и 70 от похитителя. Случалось, что все 120 коров платил увезший и становился зятем.
Если муж заставал жену на месте преступления, то убивал обоих, хотя за это мстят ей и его родные.
Хорошие люди, родные ее, не скажут ничего за убийство такой жены.
Если жена мужа застанет, то с виновницей она ссорится и охладевает к мужу, но открыто объявить об измене мужа другим она не может, боясь мужа.
38. Незаконнорожденных бывало мало. Мать укрывала виновника ее ребенка; если тот признавал, то - его ребенок, а если нет, то ничего; если девица родила, то происходили из-за нее убийства.
Чаще всего она сама убивала своего ребенка. Если вдова, желая остаться в доме мужа и не имея детей, зазовет к себе родственника мужа и приживет ребенка, то это похвально; тот может и жениться на ней и не жениться, но ребенка признает своим. Старик отрицает, что у ингушей оставались в живых незаконнорожденные.
Свадьба. Прежде на свадьбе играли на балалайке и скрипке, били в ладоши; не было зурны, гармоники. Пир был богаче; даже в одном селении и то свадебный поезд ночевал в доме невесты, чтобы пировать.
Перед выводом из родительского дома невесту водил за руку раза 3 самостоятельный зажиточный человек вокруг очага (зажиточный, чтобы он помогал ей), который бывал посредине комнаты, а подруги пели "Делай" и приговаривали (что - старик не помнит). Тот же человек водил ее и в доме жениха.
Женщины в доме невесты перебранивались в песнях с мужчинами из поезда жениха. Одна женщина говорит Ханки Хосиеву, мужчине: "Ханки Хосиев, не только твоя жена спит с чужим мужчиною, но и бедный Орык, зная, что его жена с чужим, и то ведь терпит и сидит с тобою".
Орык обижается, привскакивает, бранится с этой женщиной, спрашивает, откуда она знает; толпа смеется, видя, как он выходит из себя.
Прежде сам жених ездил за невестой, а теперь этого нет.
При выводе невесты, если его успевали поймать, то колотили; а если он успевал сесть на лошадь и ускакать, то мальчишки бросали каменья в него.
Он тоже ночевал у соседа невесты, и ему носили особое блюдо, наз. "блюдо зятя" (нейци-шу).
Жених ехал впереди или сзади невесты - отдельно. Он скрывался и на 3-ю ночь ходил к невесте, живя у своего друга; друг его угощал; товарищи шли и с песней и стрельбой водили его к невесте; все расходились, а друг один караулил его дома. Правильного бракосочетания не было. Жених посылал людей правдивых, стариков, спросить, согласны ли дать девушку; при согласии давали задаток, кто 20 баранов, кто лошадь, кто быка, кто заряд с пулей.
После этого назначался срок, чтобы отец невесты с родственниками пришли в дом жениха; резали 2-х баранов и угощали; на другой день давали часть калыма (скотину); это называлось "jixim xel" (угощение сватовства); затем вторично их приглашали на "urdo xel" (угощение при получении калыма), и тогда резали 3 баранов, варили 2 котла араки, варили пиво и приглашали всех сельчан невесты, кто пожелает, и отдавали весь калым (18 коров), с зачетом взятого при первом угощении. Если отец невесты отказывался от этого угощения, то получал от отца жениха одного быка. Отец невесты справлял невесте все необходимое на 9 коров, а 9 коров оставлял себе. При взятии невесты отец жениха посылал скотину (2-3 барана) и араки на пирушку для угощения свадебного поезда. Подруги одевали невесту, плакали. Невеста вовсе не танцует. Ее никто из их аула не сопровождает; посторонняя молодежь ходила на свадьбу; невеста делает подарки - чевяки, ноговицы и т. д. родственникам жениха.
50. Опека. Если умирал отец, то опека была у матери, когда она не выходила замуж; если же выходила за другого, то опекун - брат покойника.
51. Брат покойника берет все его наследство к себе, мешает со своим; сирот воспитывает, как своих, со своими детьми; когда они вырастут, то опекаемые получают все, что им оставил отец. Если опекун злоупотребляет, то братья матери детей заступаются через медиаторов.
Если нет дядей по отцу и других родственников по отцу, то опека переходит к дяде по матери, но ни в каком случае к отчиму.
56. За больным и расточителями наблюдают их родственники.
59. Семейные выделы и разделы. Выдел сыновей не обязателен но если сыновья были нехорошие, не ладили с отцом, то выделяли их, как после женитьбы, так и до женитьбы. При выделе сыну дается одна сакля. Если дети требовали выдела и если отец рассердится, то себе брал равную долю с сыновьями; если же дележ был добровольный, мирный, то отец себе оставлял только оружие, собственное его, свою лошадь, корову и быка и землю в размере одного загона для посева (кукурузы и пр.) - 1/2 лес; остальное делилось между сыновьями. Причинами разделов бывало: чересчур большое семейство, притом выделявшиеся женаты; когда не ладили сыновья; или когда 1 сын ленился, его отделяли, и он поневоле работал. Нераздельно в одном доме жили (и живут) даже внуки и правнуки; еще в прошлом году жили нераздельно 20 человек Тенкиевых. В общей кухне готовили старшие из женщин, в общем котле; мужчины жили особо, а женщины особо. Жили они в сел. Койрах, Мецхальского общества.
Род (вяр). Старшим у них был Тенк, а после Тенка сын его Парча, а после него (у него было 4 сына) старший сын его Темирко. Они образовали особый "вяр" тайпы Корхоевых. Старшей женщиной была жена Темирко - Губи; она хорошая женщина; и сейчас она жива; благодаря ей, они все жили вместе. Она первоначально приготовляла всем пищу, заведовала домашним хозяйством, была в доме во всем распорядительницей. Местоевы жили в числе 40 человек на плоскости в сел. Бурсуковском. Отец - Муса, у него было 5 сыновей; у тех еще дети.
Бывали случаи, что разделившиеся родственники вновь соединяются, надеясь, что бедному члену сообща работать будет легче, будет обеспечение. Родовые участки делятся поровну между членами семьи, а благоприобретенные остаются у приобревшего; девушки при разделах ничего не получают; но по замужестве сын ее получал одну лошадь "jesi behi bare" (для племянника подарок); когда сестра умрет, то братья обязаны ее похоронить, это наз. "dezen merci" (из отцовского дома саван), на 20 р. материи купить; когда умрет зять их, то они обязаны купить на похороны быка (в 20 р.); это наз. "nejfi merci", т. е. зятев саван.
62. При дележе бросают жребий, - и при дележе дома и земли (из уважения старшему брату уступают иногда комнату главы дома).
На дележи народ смотрит неодобрительно; большое счастье, если они живут в согласии; если они ссорятся, то "скорее нужно разделить"; только недоброжелатели удерживают не ладящих от дележа, пока все не перессорятся.
65. Родовая башня и большие родовые котлы (можно сварить 2-3 быка) остаются в общем владении у каждого "вяра" (у вяра своя башня и котел).
66. Разделы постоянно производят почетные старики, знающие адаты.
67. Если сын требует выдела (даже холостой), то отец даже при нежелании выделяет его; если отец не давал ничего сыну, то происходили убийства отца, сына, брата.
74. Отобрать надел сына отец не может. Если выдела требует 1 сын, то делят все на равные доли; ему его долю отдают, а прочие доли остаются нераздельными.
Жеребьи - из палочек; делает каждый свои метки, кладет в папаху, и посторонний вынимает; у кого выйдет первый, тот берет любую часть, и т. д.
Если отец захочет, то берет свою равную часть. По его смерти ее делят между неотделившимися сыновьями; если в похоронах его примут участие и отделившиеся, то и они получают долю от доли отца.
75. Если отец довольствуется при разделе 1/2 дес. земли и оружия, то его должны кормить сыновья по очереди.
Если дом мал и сакель не хватает всем сыновьям, то все оценивают, и за свои доли получают скотом или деньгами (чаще дом остается отцу и старшему сыну).
76. Дом, пока отец жив, находится в его распоряжении (непременно 1 сакля); только отцу делается уважение и дается сакля; а другие сакли делятся по жребию.
77. Сыновья по смерти отца получают равные доли. Дочери ничего не получают; мать получает корову; она живет у лучшего сына. Сестер братья должны содержать при матери; а если и мать умрет, то они переходят к лучшему брату; он на свой счет и содержит их; их содержать не тяжело, ибо они работой приносят пользу брату, помимо того сукнами и прочим они достают себе средства к жизни.
Если умерли отец и мать, и остались дочери, то наследство переходит к ближнему родственнику по отцу; и дочери переходят под его покровительство; если нет ближних родственников (дядя, двоюродный брат), то дочери делят имущество между собой.
По смерти жены ее добро переходит к мужу; если мать и отец умрут, то и ее добро переходит к сыновьям; но если сыновья хорошие люди, то принадлежности женского костюма отдают сестрам.
82. Если нет мужского потомства, ближайшее право на наследство имеет дядя по отцу (брат умершего); если он не желает принять дочерей под свое покровительство, то их берет со всем имуществом брат матери (дядя по матери); вообще, если принимает их под покровительство фамильный брат ("taipa was"), то они не имеют права идти к другим. Если нет наследников, то наследство переходит к родственникам (дяде, племянику, братьям и т. д.); ближайший родственник в таком случае исключает дальнейших.
86. Завещание. Лишить доли наследства сына нельзя, раз он принимает участие в похоронах; если не принимает, то из доли отца такой отделившийся сам ничего не получает. Лишить одного и завещать другому нельзя. Если сыновья не разделились, то хоронят отца на общий счет. Умирая, отец просит, чтобы они похоронили его, как им заблагорассудится, и как имущество позволит, так, чтобы другие не смеялись над его похоронами.