Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.


III. Договоры и обязательства

144. Сделка (купля-продажа) считается законченной после рукобития. Других обрядов нет. Узду передавали после рукобития. При продаже должен быть свидетель; если его не было, то говорили: "Пусть Мятцели (или другой) будет свидетелем".
145. Договор действителен даже при несовершеннолетии стороны; из-за этого происходили семейные ссоры и разделы, ибо отец бывал против таких самовольных детей.
Если было всем известно, что продавец полоумный, то продажа недействительна.
146. Никогда в горах не случалось покупки целым обществом
(тайпой) у другого общества. На плоскости, с приходом русских,
это делается по общественным приговорам.
150. Поручитель (otta-da-да) давал слово заставить выплатить условие, а если не выполнит, обещал самому заплатить.
151. Когда нанимали работника, то все ему хозяин вперед уплачивал; если часть не доплатил, и работник умрет, то оставшаяся часть считалась кровной платой и отдавалась родственникам его; если работник болел, то он это число дней дорабатывал; если он уходил до срока, то возвращал все недоработанное.
Задатки давались только невестам, когда их сватали, и это называлось "karl-osim" (при других договорах этого не было). Это не считалось в счет калыма; один заряд пороху и пуля заменяли его. Если отец после задатка отдавал дочь другому, то с отца и увезшего взыскивалось по 45 коров.
157. Неисполнение договора не влекло никаких последствий; когда состоится рукобитие и сказано "покупка наша нерушима", и если впоследствии кто-либо будет давать ему больше, то между ними происходит спор и присяга, что не говорил слова "ненарушима"; если хозяин примет присягу, то может продать другому.
160. Отец семейства может подарить (до раздела с сыновьями, и если не родовая собственность) кому угодно и движимость, и недвижимость (землю). У целой тайпы бывают 2 горных загона общих, связывающих (asil sixadita) братство однофамильцев, и эти загоны нельзя отчуждать. У "вяра" общее имущество составляет котел; все недвижимое имущество "вяр" делил между своими членами раз навсегда, по числу сыновей, образующих "вяр" и родившихся от родоначальника "вяра".
Только "вяры", выселившиеся на плоскость, оставили свои земли в горах, и они нераздельны, находятся в общем достоянии. Имение родовое делится по числу вяров; а вяры уже делят между своими членами (если живут в горах на этой земле). Из общего имущества дарить ничего нельзя.
Торжественные дарения со стороны родственников происходят: когда человек умрет и когда человек женится; когда уплачивает кровную плату, за поранение и при прочей плате. Нельзя дарить жену.
165. Перебиванье вещи у покупателя обычаем допускается, но это иногда доводило дело до кинжала.
На повышение цены не обижаются; всякий хотел сбыть товар дороже. Если же кто-нибудь продавал скотину порченную, то привлекали его к присяге, что он продал вещь непорченную. Барышника, торговца, если он не приносит пользы (честной торговлей) обществу, не любят.
166. Продажа имущества с целью, чтобы его кормили до смерти, не случалась.
168. Купля-продажа устная, при 1 свидетеле.
170. Договор купли-продажи считается действительным с момента рукобития.
172. Задаток при покупке не принято давать.
174. Обман, умолчание о недостатках ведут к присяге; иначе должен взять вещь назад.
175. Хозяин вещи может безвозмездно взять свою вещь у лица, которому другой продал; потом уже купившее лицо может требовать вознаграждение у продавшего ему вещь.
176. Выкуп родовой. Бывали случаи, что за известную плату продавалось родовое имение (доля, доставшаяся лицу), с условием, когда у него будут деньги, чтобы приобретатель вернул ему обратно. Даже дети его имели право выкупить это родовое имущество. Срок для выкупа бывает определенный и неопределенный; если просрочит, то могут оставить, но во избежание кровопролитий всегда возвращается.
177. Мена сенокосных и пашенных участков и домов случается часто (из желания поселиться около родных).
178. Аренда земли бывает; мельницы, скотину для работы - тоже нанимают; наем домов бывает только со стороны пришлого люда - армян, тавлинцев и др. Землю арендуют на условиях дачи хозяину 1/2; если плохое место, то хозяину 1/3 часть. За наем комнаты платят 3-5 рублей (дороже с дровами). Платят по соглашению обоюдному - в начале найма или в конце.
При найме работника, который мог "из Датыха соль привезти", платили 12 руб. (теперь 80 р. в год или 12 овец); кроме того, одну черкеску, одни шаровары из сукна азиатского и одно сукно (носили прежде вместо бурки). Женщина работала только поденно; ей давали за день кожу бычачью на одни чевяки или 1 герд хлебного зерна (ржи); мужчина поденщик то же самое получал. Хороший косарь и хорошая жница ценятся наравне.
186. Быка давали в ссуду за 20 к. в сутки (лошади не работали прежде); теперь пара быков стоит 1 р. 20 к. в день. В горах плуга не было; была соха; за железный наконечник платили 40 к.
189. В поклажу, на сохранение, вещи оставляют у знакомого,
но ничего не платят за это.
191. Займы совершаются у родственников за 5 коп. с рубля в месяц (10% в год). В займы дают хлеб с условием возврата хлеба того же качества, но на 1/2 меры больше. Долги уплачивают работой, хлебом. Займы бывают срочные и бессрочные, первые чаще.
192. Ростовщики (jola axstel пах - дающий на проценты деньги) чаще берут залог в обеспечение долга; но продажа залога по просрочке не случается из боязни ссоры. При займе поручительство (otten-da) обязательно.
193. Без процентов тоже дают взаймы.
Проценты иногда получаются вперед. Считается вообще грехом брать проценты; и прежде и теперь.
199. Редко бывает, что берут вещь в обеспечение займа; из-за займа бывают и убийства.
200. Срок найма бывал максимум 1 год; если работнику нравилось, то он оставался и дольше.
201. Рабочий считался членом семейства, обедал, ел вместе с хозяевами.
203. Личный состав обязателен только для договорившихся; не обязателен для потомства.
204. Подрядов прежде не было; теперь есть подряды, перевозки, доставка сена, работы и пр.
209. Хозяину мельницы платили по 3 пригоршни и 1 полупригоршню муки с вьюка ишака за помол. Мельника прежде не нанимали; теперь нанимают. Жнецов нанимают теперь с уплатой 1/2 части за жатву, молотьбу и уборку хлеба; прежде не было много хлеба, и нанимать жнецов не приходилось: помогали родственники.
210. Пастуха нанимало целое селение вместе, сколько бы тайп там ни было. Нанимали пастуха весною до осетинского праздника corig-baj (джорых-бай); с каждой головы ему платили по sah зерна; (без различия скотины); а если пропадала скотина, то пастух платил по ее стоимости.
Платят пастуху спустя месяц после его найма; он начинал тогда собирать свои cahi.
Наем происходил так: пастух приходил к кому-нибудь и заявлял, что он хочет наняться на работу; тот во всеуслышание звал собраться к нему во двор всех для найма пастуха; собирались и нанимали при 4-х поручителях: 2 со стороны пастуха и 2 со стороны жителей; при невыполнении условия поручители должны исполнить сами. Эти поручители называются "hultes" (ультем).
215. Пахали прежде на 2-х быках; возили на ишаках.
217. Артелей не было и нет.
Сход. Сход общества прежде можно было созвать или заинтересованному или почетному лицу за другого; собирали сход в делах кровных, о поранениях, об уводе чужой невесты и т. п.


I. О преступлении

2. Преступлением считается: убийство, поранение, засада, нападение дневное и ночное, ограбление, поджоги, подрезывание жил у скотины, изувечение скота и лошадей, как-то: острижение хвоста и гривы, отрезание верхней губы и т. п., обман, воровство, конокрадство, мужеложство, скотоложство, растление, присвоение чужого имущества и т. д.
Наказания же по этим делам полагались натуральные, имущественные.
Преступление называется "злым делом" (wu hama lilo sag - человек, занимающийся нехорошим делом).
3. Грех наз. "ga"; грешное дело наз. "gadal hamazis". Грехи: принятие ложной присяги; богохульство и т. п. Сумасшедшие, пьяные и малолетние могут совершить преступление, но им не мстят, снисходят; отвечают за них их родственники.
Ham (теперь нет) - было прежде, религиозное преступление.
4. Похищение жены считается тяжелее убийства отца, сына; это потому, что оно встречается очень редко, а убийства часто встречаются. Если похитят жену, то весь род должен умереть или отомстить.
Изнасилование тоже самое тяжкое преступление, влечет месть; убийство - слабее.
Различаются кражи с "разрушением" и без этого. За 1-е берется лишнее - бык и кусок белой материи, за оскорбление двора - "карта Хотам".
За убийство отца сын ничего не платит, не отвечает; но общество его не принимает, сторонится. Пословица - "mogcu dau" -сильный и могучий человек убивает и своего отца (и на отца рука поднимается).
6. Общество упрекает за отцеубийство; за святотатство; за убийство и ограбление хозяином гостя, - это назыв. не убить, а "hasa tisa bolxbir" - гостя завести, обнадежить гостя и, уверив, убить.
При споре общества с другим, говорят - "у вас было убийство гостя, а у нас нет!"
Покушение считается преступлением, но не важным; за выстрел - платят лошадь;, несут барана и идут мириться.
Укрыватели убийц и воров тоже платят известную плату.
Подговорщики платят тоже; им и мстят.
Доказчики пользуются самой низкой репутацией, их и людьми не считают; всякий старается при удобном случае убить доказчика, как всеобщего врага, могущего завтра и на другого доказать. Молодежь пьет и говорит: "Дай бог нам 2 раза не умереть" (т. е. быть доказчиком, ибо доказать - значит, умереть раз, унизиться).
7. Кроме уплаты коров, баранов и пр., других наказаний нет по адату.
Воров пытали на костре, чтобы они выдали товарищей. Преступления мужчин и женщин - безразличны.
8. Наказание называется теперь наказанием; кровная плата называется: "helim" - часть в 12 коров, или 310 р.; вся кровная плата называется "pha" - 130 коров.
9. Наказанному поможет родня его, но не общество. Ссылка и проч. часто исправляют преступников.
Самое сильное наказание - кровная плата; легчайшее - барана или кувшин араки (50 к.) при ссоре виновный ставит для мира; они берут руки и говорят: "Ради бога и Магомета при этих стариках я прощаю тебе то, что ты говорил". Тот то же говорит, и приговаривают: "Пусть тебя бог простит".
10. Есть колдуны, которые говорят такие заговоры, что они превращаются в кошек и ходят.
11. Мирятся часто и по всем преступлениям. При большом преступлении (несколько убийств), где трудно разобрать, кто прав, кто виноват, начальство само просит покончить миром во избежание дальнейших преступлений, но и влиятельных осетин, кабардинцев и др., и примиряют их как-нибудь.
Кровную плату 12 коров платят до примирения (это гарантия в том, что и примирение будет, если они взяты); затем дают и остальных коров до 130. Делают угощение; братаются, положивши серебряные рубли в молоко; но все эти деньги (рублей 30) берут родственники убитого; убийца сосет грудь жены или матери убитого или жены его брата и пр.
Мстят часто, всегда до примирения. После примирения они делаются родственниками и не мстят.
Мстят не тем же, а как придется.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru