Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.

VI. Древние формы брака и следы их

1. Свобода полового общения вне брака вовсе не допускается.
2. Преданий о существовании такой свободы нет.
6. О сборище, где бы происходило свободное половое общение парней и девиц, тоже нет никаких указаний.
10. Посиделок (досвиток) у ингушей не бывает; бывает, что девушки без парней собираются у подруги для работы и сидят до утра, особенно зимою.
17. 19. Ни обычая посещать девушек на ночь среди парней, ни случаев не бывает; девушка всегда с матерью, и в их жилище ни один парень не вправе вступить ногою, разве лишь хороший знакомый, и то при родителях девушки.
33. 34. Обычая проституирования женщинами для получения права выйти замуж нет и не было (нет преданий).
Рожавшие девушки не только скорее не находят мужа, но, наоборот, порядочный человек не женится на них.
36. Случаев супружеского сожития брата с сестрой, отца с дочерью - неизвестно.
37. В свадебных обрядах нет указания на то, что отец молодого есть хозяин его жены; он в доме считается старшим, ему повинуется и только.
38. Случаев сожительства снохи со свекром не бывает.
50. Не бывало, чтобы муж для получения детей от своей бездетной жены отдавал бы ее кому бы ни было.
51. На вдове часто у ингушей женится брат ее мужа, ради детей брата и ради удержания родства со свойственниками, если это желательно и почему-либо выгодно, полезно.
52. Брат умершего не обязан взять вдову; это считается не очень хорошим делом; допускается это по адату ради детей. При этом ей дается 1/2 калыма при браке, а не целый калым.
54. Первый сын от брака с вдовой умершего брата не считается сыном умершего брата.
55. Сын, прижитый вдовой, не считается сыном покойного.
58. Обычая класть гостя на ночь в одну постель с женою, дочерью или с родственницей хозяина не было и нет теперь.
60. Обычая - ложиться спать женщине у порога кунацкой нет.
71. Сожительства одной женщины с несколькими мужчинами одновременно, как с мужьями (а не в виде разврата), нет.
72. У ингушей многоженство было и до введения мусульманства, есть оно и теперь. Обыкновенно, в большинстве случаев, ингуши имеют по одной жене; реже по 2, еще реже по 3 и 4 жены. Многоженству мешают развиваться и ссоры, разлады в семье, дороговизна их содержать. Неодобрительного же в многоженстве, по мнению ингушей, нет ничего.
73. Многоженство, главным образом, и распространено в богатых (состоятельных) семьях.
74. Особыми правами сравнительно с прочими одна какая-либо жена не пользуется; той, которую муж больше любит, лучше и живется (больше ласки, больше удовольствий); старая из них пользуется уважением, как и все старухи, со стороны молодых жен.
78. Похищение невест среди ингушей практикуется довольно редко; оно бывает в крайнем случае, когда девушка очень нравится парню, и ее не хотят за него отдать, или сама отказывается выйти за него.
79. При похищении иногда похищаемая сговаривается с похитителями тайком сама или через третье лицо.
80. Похищение не есть вовсе формальный способ заключения браков, а составляет действительное насилие, - похищение в собственном смысле, совершаемое чаще всего против воли родителей.
81. Иногда похищение бывает и с ведома родителей, если они хотят выдать ее замуж, а она упорствует; но это вовсе не потому, чтобы родители считали нечестным выдать дочь своими руками.
82. Невеста никакой вещи при похищении не дает жениху, как залог; и подруга ее при этом не сопровождает.
83. Обряда прихода родителей похищенной для отвода ее домой не существует. Если похищенная не хочет остаться (будучи насильно похищена) у похитителя, то всегда почти уходит; ее родители принимают все меры для того, чтобы отнять свою дочь от похитителя, хотя бы она прожила с ним и некоторое время. Похищение производится чаще всего для того, чтобы не заплатить самому калыма, так как в таких случаях, видя, что похититель не в состоянии заплатить, платят за него все родственники в складчину; похищают еще и когда даже калым заплачен, если только невесту не дают ее родители вовсе или все откладывают день свадьбы; в этом случае похищение практикуется для ускорения брака; похищают еще девушку, которую не хотят выдать вовсе.
84. Похищение девушки против ее воли случается; в этом случае рассчитывают на то, что она после похищения и потери невинности не захочет уходить и останется у похитителя женою. Брак с похищенной считается заключенным, если похищенная останется у похитителя, и мир состоится, и калым уплатят.
86. Для примирения с родителями после похищения посылают стариков к ним; они их уговаривают, призывают к себе (к похитителю) и, получив согласие, угощают их; тут же жених дает им
калым, и по окончании всего этого - играют свадьбу по обыкновению.
87. Похищают девушек довольно часто (насчитывают 30 - 40 случаев ежегодно между всеми ингушами) и чаще с их согласия.
88. Побудительными причинами для таких похищений являются, т. е. с согласия невесты: - несостоятельность жениха и неимение заплатить калым, так как при похищении за него заплатят родственники; если родители ее не хотят выдать, а она желает; похищение против воли девушки при согласии родителей бывает особенно, чтобы скорее выдать ее; похищение практикуется, если кто хочет отбить чужую невесту, хотя это может кончиться смертью похитителя или настоящего жениха (это последнее вообще очень рискованно, и редко кто на это отважится; это делается, если рассчитывают на трусость настоящего жениха).
89. Похищение у ингушей в ходу, и односельчане вовсе не осудят похитителя, если нет для этого другого повода.
Родителям уведенной против их воли платят обычно больший против обыкновенного калым, по их назначению; если похититель не в состоянии выплатить всего, то его родственники доплачивают.
92. Между обыкновенным браком и браком по похищению существенной разницы нет; только во втором случае многие обряды по необходимости упускаются: 1-я половина обрядов, приход за невестой и увод ее девушками целиком опускается.
93. Плату калыма в последнее время можно назвать покупкой невесты в том же смысле, как в Европе отдача приданого есть покупка жениха; в том и другом случае (калым и приданное) деньги отдаются не родителям, а в собственность молодых врачующихся. Когда платили калым скотом, то часть оставалась в пользу родителей.
94. У ингушей плата невесте (у татар калым) состояла из 18 коров: первые 9 коров, отдаваемые сперва (раньше), называются "ехым", т. е. угощение; а вторые 9 коров называются "урду"; в последнее время, лет 12 тому назад, по определению русской администрации, разрешается платить калым, вместо коров, 105 рублей, называемых также "урду".
98. Чаще невесту берут из другого аула, ибо в том же ауле чаще все родственники; при этом жителям того аула никакой платы не полагается.
100. Калым для всех возрастов одинаковой величины.
101. Обычая выслуживать невесту, работая у родителей вместо калыма, нет (ибо калым не родителям дают, а дается ей).
102. Для вдовы дается только 1/2 калыма.
103. Калым уплачивают при несостоятельности жениха его родственники.
105. Калым уплачивается и сразу, и посрочно, - кто как в состоянии (коровами платили 2 раза по 9 штук в течение 1-2 лет). Калым всецело принадлежит невесте, а не ее родителям; иногда на приданое идет весь калым, иногда только часть калыма, а иногда даже больше идет на приданое, чем калым (я был сам свидетелем, как одна любящая мать приготовила приданое на 210 р., прибавив к 105 р. калыма еще и от себя столько же, т. е. 210 р.).
106. Оставшаяся часть калыма остается на хранении у родителей (но фактически не на хранении, а у них безотчетно).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru