Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.


III. О сословиях


Предание гласит, что некогда жители всех горных обществ собрались и совещались, не принять ли им приехавшего в это время к ним князя из Дагестана и не избрать ли его себе в князья, чтобы он правил всеми ингушами; почти все решили было избрать себе князя; в это время явился почтенный старик из Мецхальского общества с седой бородой, с посохом в руке, подпоясанный широким поясом из ослиной шкуры и с висевшими на нем ослиными ушами и обратился к народу со словами: "О, братья! посмотрите на меня и скажите, идет ли мне этот пояс с ослиными унтами или нет?" "Нет, не идет!" отвечали все, смеясь." "Так знайте же, что, как этот пояс, так точно не пойдет нам, ингушам, привыкшим жить вольно, свободно и самостоятельно, князь; не привыкли мы угождать и повиноваться воле одного человека!" - "Правда твоя!" - закричали все и отказались от своего намерения. Вообще ингуши и чеченцы не терпят сословности и любят равноправие. Тем не менее, некогда в плоскостной Чечне успели поселиться кумыкские князья и в некоторых местах подчинить себе чеченцев.


IV. Признаки бывшего родового устройства


10. Есть аулы, заселенные одними родственниками и называемые по имени основателя.
16.17. Невесту чаще берут из другого селения, т. к. в одном селении обыкновенно все состоят в родстве, хотя часто носят разные фамилии; смешение крови адатом возбраняется.
18. 19. По адату между родственниками (вернее, однофамильцами) не может быть брака.
20. Теперь шариат разрешает брак, начиная с двоюродных, но адат берет верх, и таковых браков вовсе не бывает среди ингушей.
21. Общие родовые имущества есть и теперь еще, но редко; чаще пахотные участки делятся.


V. Союз родственный


3. Словом "родство" в собственном смысле ингуши выражают только понятие о кровной связи. Принятые в фамилию чужие не считаются родственниками в полном смысле, они только находятся под покровительством их и пользуются пастбищем, лесом, выгоном - наравне с ними; брак между принявшими и принятыми в род возможен; принятые могут вовсе не участвовать в платежах принявшего их рода.
17. Из родственников ближе всех - брат, потом - дядя, племянник, двоюродный брат и т. д.
18. 1-ая родственная степень - отец, 2-я - братья и т. д. — (см. п. 17). Колена считаются по числу рождений по прямой линии.
24. 25. У ингушей есть родство по крови, свойству и по присяге (присяжное). Но свойственники, хотя считаются родственниками, не несут родовой ответственности; присяжный брат также ответствен по своей воле, т. е. может и отказаться от участия в расходах по делу его присяжного брата.
26. Единокровные братья считаются ближе единоутробных.
27. Родственники со стороны отца считаются ближе, нежели со стороны матери.
28. Пасынок и падчерица не считаются родными отчима и мачехи; чаще всего их оставляют у себя родственники их отца; пустить с матерью к чужому мужчине их - позор для их родственников.
32. У ингушей нет вовсе имянных жен ("номулус" - у осетин и кабардинцев); старшей женой по возрасту и почету считается старуха-жена; остальные жены (при многоженстве) равны с ней, но должны оказывать ей уважение; ингуши чаще имеют по одной жене, реже по 2 жены; если они (2 жены) ссорятся, то муж берет еще третью жену, "чтобы поставить ее поперек между ними", говорят ингуши, и таким образом иногда действительно устанавливает дома мир; самое большое бывает 4 жены. Иногда неспособный муж подряд берет несколько жен, думая, что в отсутствии детей виновны жены, а не сам он; это несчастье большое, по мнению ингушей. Каждая жена имеет по отдельной комнате; кушанья готовят в общей кухне; этим заведует, главным образом, старая, как более опытная и знающая дело. Муж живет у любимой жены; старики говорят, что многоженство (от 2 до 4) было и до введения среди ингушей мусульманства. Старшая по возрасту жена особыми правами не пользуется, также и дети от нее; она пользуется большим почетом.
43. Дети, рожденные вне брака, считаются законными, если мать будет виновником признана женою; если виновник не хочет принять ее в жены и признать ребенка своим, то аульные женщины дают клятву в том, что он - виновник этого, и он обязан ее принять после этого; дети от жениха и невесты тоже узакониваются; на это последнее народ смотрит очень строго.
45. Незаконнорожденные дети находятся в презрении у всех; они растут у матери; они бывают в том случае, если мать их публично не смогла уличить кого-либо в виновности в их рождении; незаконнорожденные считаются братьями или сестрами ради отличия от других; все избегают с ними иметь какие бы то ни было дела.
46. Дети незаконнорожденные приобретают значение родных детей только через усыновление путем последующего брака. Уличенного виновника родственники родившей заставляют жениться на ней; но случается и так, что он не хочет жениться, т. е. взять ее к себе, а отдает калым (105 р. или 18 коров, с возвратом 4-х из них, т. е. 14 коров) и кормление ребенку, или берет к себе ребенка. Отдав калым, виновник становится мужем; если он ее не берет к себе, то это равносильно разводу. Таким образом, дети усыновляются.
47. Если отца не уличат, то ребенок остается без фамилии и считается "сыном" матери (говорят ее имя).
49. Жениться на холопке (купленной рабыне, ибо у самих ингушей не было рабов) нельзя было вовсе; дети считались незаконными; рабов покупали на стороне.
52. Духовное, кровное родство и свойство ясно различаются, если под духовным родством разуметь присяжное братство, так как кумовства у ингушей, как у магометан, нет.
61. Имя ребенку давали родственники его (это было и прежде, и теперь так делается; но теперь чаще дает имя мулла - из корана); обряд дачи имен таков: через три дня после родов в их доме резали барана; родственники собирались и бросали несколько мальчиков: чей раньше станет, тот и дает имя ребенку.
62. Кормилица считалась близкой, но не родственницей; браки между молочными братьями и сестрами допускались по адату; но теперь запрещены кораном.
65. Бабка тоже почитается; ей дарят рубаху или платок родители ребенка или сам он, когда вырастет; она ребенку шьет рубашку. Особенным уважением все же бабка не пользуется.
73. У ингушей бывают "присяжные братья", они между собой считаются родственниками, и семьи их тоже считаются близкими друг другу. Такое братание и установление родства бывает в трех случаях: 1) двое молодых людей братаются просто по дружбе; 2) после открытия кражи вор с повинной и платой за украденное идет к тем, у кого он украл что-либо, и их семьи считаются с этих пор родственными друг другу; 3) если кровнику удается тайком пробраться к матери убитого и пососать у ней грудь (обыкновенно это делается ночью), то вся фамилия роднится с другой фамилией. Посестрие бывает только до замужества; для этого девушки меняются платьями и вообще одеждой.
75. Братанье у ингушей довольно редко; посестрие встречается еще реже.
76. При братании совершают следующий обряд: в чашку молока, водки или пива один из молодых людей, более желающий побрататься, бросает серебряную монету, пьет из чащи сначала сам и дает пить другому; чашка переходит от одного к другому несколько раз, Пока не опорожнится; потом монету берет один или другой или дают постороннему лицу.
77. "Присяжные" братья сейчас же меняются папахами или черкесками, оружием и т. п.
79. Побратавшиеся считаются родными; делают они друг за друга различные дела; однако за смерть одного не мстит другой, -это дело однофамильцев.
80. Братанье ни для кого не бывает обязательным.
81. Посестрие бывает между девушками до замужества.
84. Братание и посестрие сопровождаются угощением у того, в доме коего совершается обряд мены подарков, т.е. обряд установления родства.
85. Братание между лицами разного пола, или скорее установление родства между членами двух фамилий, бывает только в том случае, когда мирятся кровники (или с ворами?): тут и девушки, и старые, и молодые делаются родными.
87. Братство, установленное родителями, не переходит к их детям; оно - лишь пожизненный союз; но родство, установленное миром после воровства (?) или убийства, переходит и наследственно.
88. Усыновить можно только детей, рожденных вне брака, путем брака же.
89. Подкидышей к чужим людям не бывает, а бывает, что
мать, родивши ребенка, подкидывает его к его отцу (?).
145. Аталычества у ингушей нет вовсе.
157. Место шафера у ингушей занимает девушка (?).
159. Приятель, у которого до поры до времени (3 дня) новобрачный прячется, не считается его родственником.
160. Из свойственников ближе всех отец и мать жены (тесть и теща).
161. Взаимные родственные отношения выражаются у ингушей в общности имущества (особенно прежде), общности интересов и вследствие этого во взаимной солидарности, взаимопомощи, круговой поруке (при женитьбе, кровных делах и пр.), в признании общего главы рода, в уважении к старшему, в радушном приеме родственников и вообще в родовой организации.
162. Родственников (кроме братьев и родителей) посторонних мужчин женский пол стыдится одинаково.
164. Девушки и женщины одной фамилии стесняются говорить со своими старшими и вообще при них и между собой говорят тихо или молчат; засватанные девушки еще более избегают разговора с своими стариками и старухами, а с родными жениха - избегают говорить вовсе; молодая жена несколько лет избегает и встречи с старшими в роде мужа; муж тоже не только не говорит, но даже и не видится с тещей своей. Жених тоже не видится со стариками из рода невести. И вообще девушки и женщины избегают (отворачиваются, становятся спиною при встрече, особенно с почетными людьми или чужестранцами) разговора и встречи с чужими, особенно гостями.
165. Сын перед отцом не садится вовсе - при других людях; младшие перед старшими тоже; но по приглашению могут присесть в стороне, если нет при них близких родственников, - старших или почетных стариков и гостей, а собралась просто толпа жителей. Женщины и девушки при мужчинах также не имеют права сесть; при встрече с совершеннолетним на дороге женщины встают, даже если едут на арбе, пока не скажут им "спасибо, садитесь".
166. Мать вообще дома у себя сидит, обедает ли сын или муж.
167. Мужчины обедают отдельно от женщины и раньше их.
168. Жена обедает после мужа в стороне.
169. На пирах и празднествах сидят по старшинству, старшего вводят в саклю, угощают лучше других и раньше других.
171. По своему положению отец считается ближе всех к своим детям; но мать, как мать, все же ближе к сердцу детей; после родителей самыми близкими считаются братья и сестры; причем брат ближе, нежели сестра.
172. Самым почетным гостем из всех родственников считается старший в роде.
174. На характер отношений между родственниками экономическое положение заметно не влияет, хотя, конечно, на самом деле бедные всегда зависят от богатых; все же бедный пользуется почти одинаковым почетом с богатым, хотя перед последним все более предупредительны. Богатые родственники помогают бедным.
176. Брак между однофамильцами адатом безусловно воспрещается; между свойственниками допускается.
177. Это запрещение - дело адата.
178. Дети от родственников, по убеждениям народа, выходят слабыми; кроме того, брак с родственниками считается позором.
182. Степень родства ингуши определяют сами.
183. Иногда обычай нарушается и бывает брак между отдаленными родственниками путем лишь похищения.
184. До введения мусульманства строже относились к браку между родственниками; хотя и теперь адат берет верх над шариатом, но все же к этому относятся не так строго.
186. Свойство не препятствует заключению брака.
Нельзя жениться только близким из семьи мужа и жены до смерти жены; когда жена умрет, то вдовцу можно жениться на сестре умершей жены своей, чтобы за детьми лучше смотрела (мнение народа), ибо другая мачеха плохо бы к ним относилась; его брат не может жениться на девушке из семьи, откуда его жена; братья жены также не могут взять из семьи ее мужа, а из семьи других более отдаленных родственников - могут.
187. Брак двух родных братьев на двух родных сестрах адатом не допускается.
193. Брак молочного брата с молочной сестрой дозволен.
194. Родство безусловно препятствует вступлению в брак, а свойство в известной степени.
195. Ради детей, оставшихся от брата, брат может жениться на жене брата (прежде это бывало чаще, нежели теперь); но женитьба родного дяди на племяннице не допускается.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru