Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.

II. Родовой союз.


1.Прежде (на памяти стариков) родственники жили вместе; теперь, если в родовой башне становится тесно жить, то родственники уходят и строят дома себе по-близости; но и до сих пор у них родственники подчиняются главе - старшему (не выборному). Глава несет нравственную ответственность за поступки родственников; они все должны слушаться его, как блюстителя чести всей фамилии.
Каждая фамилия имеет фамильное прозвище по имени предка, особенно плодовитого; случается чаще так: живут несколько братьев, и вот один из них особенно счастлив - имеет большое потомство; его потомство тогда оставляет общую родовую фамилию и называется по имени этого плодовитого ближайшего предка (иногда даже при его жизни).
Так старинная фамилия покидается потомками. У ингушей теперь существуют фамилии по имени предка от 4-го до 15 колена. Фамилию меняют обыкновенно сами родственники еще при жизни того, чье имя дает начало новому фамильному прозвищу; это делают они для отличия себя от других однофамильцев - дальних родственников и однофамильцев неродственников, так как прежде однофамильцев вообще бывало много (мнение стариков). Мне говорили, что теперь, в последнее время (10 - 20 лет) не было ни одного случая изменения фамилии. Старая фамилия все же сохраняется.
2. Селений, населенных только однофамильцами-родственниками, много: в сел. Койрах живут 9 дворов Эсмурзиевых; в сел. Морч - 6 дворов одних Ярыжевых; в сел. Хамышк - 10 дворов - Патиевых и т. д.; все селения Мецхалского общества (более 20) произошли от жителей сел. Фалхан, почему более или менее родственны.
У всех этих фамилий есть старшие; но дела родовые ведет не всегда старший летами, и иногда старшинство по возрасту не совпадает с действительным старшинством в роде. Обыкновенно по всем делам рода (о браках, убийствах), женитьбе родственников, -где спрашивают мнения и согласия на брак старшего, старший за всех думает, беспокоится; он и перед обществом и перед судом -ходатай для членов рода; имущество теперь раздельно у родичей; иногда братья имеют неразделенную землю. Но и до сих пор еще общим достоянием рода остаются лес и выгонные места для скота.
3. Родичи все именуются по имени родоначальника, но, как было выше сказано, не всегда он бывает первоначальным, так как у ингушей принято менять фамилию (см. п. 2).
4. Есть селения, в состав которых входят несколько родов; есть и исключительно с одним родом; однако, все эти роды, как происшедшие от общих предков, живших в с. Фалхан, считают себя (и между собой) более или менее отдаленными родственниками (так в Мецхальском обществе; про другие общества можно сказать то же самое, но я предоставляю ознакомление с их бытом другим лицам, ближе стоящим к ним).
5. Прежде все жили в одной башне - родовой (и теперь все аулы, - они все небольшие, дворов по 10 - 20, - состоят из башен); вновь выстроенных сакель немного сравнительно; некоторые башни имеют 12 - 15 саж. в вышину; между прочим, в некоторых аулах остались еще башни Дударовых, выселившихся на памяти у стариков (?) из Мецхальского общества на Военно-грузинскую дорогу, около Реданта и Балты, и считающихся осетинами (значит, прежде осетины жили с ингушами? или, может быть, Дударовы были ингушами и потом обосетинились (?)).
В башнях (башни в несколько этажей: в нижнем - скот, а в верхнем - молодежь вооруженная, всегда охраняющая башню от врагов) - женатые жили за деревянными (плетневыми) перегородками; теперь при женитьбе строят сакли отдельно и по возможности ближе к родовой башне; если близко нет места, то строятся подальше, иногда даже в другом ауле, а чаще (в последнее время) выселяются на плоскость в Назрановское общество или на Длинную долину, по течению Терека, против Балты, куда переселяются почти из всех горных обществ.
6. В каждом доме есть "тарам" (домовой) по числу женатых; рассказывают, что в родовой башне жили 4 брата с женами и детьми; у них было у каждой семьи по 1 тараму; все они, 4 тарама, жили в этой башне; когда же братья выселились из башни, то и их тарамы ушли к ним в новые жилища - каждый к своему хозяину; иногда в родовой башне сходятся все тарамы и совещаются: высказывают свое довольство относительно всего хорошего, сделанного родичами, и осуждают за дурные дела; тарам - добрый дух, но за дурные дела он наказывает смертью скот, детей и пр. (злой дух "джиниж" - или "шайтан" - не есть уже родовой, он обитает всюду и общий с шайтаном других мусульман).
7. Теперь почти каждая семья имеет все свое, но главенство в роде старшего неизменно.
8. Права и обязанности старшего таковы: его слушают, уважают, но имущество - раздельное, кроме леса и пастбищ. Родственники платят калым за члена рода при его несостоятельности; за кровь все родственники платят коровами семье убитого при несостоятельности члена рода; ближайшие родственники платили по 8
коров, далее по 7 и т. д. до 1 коровы, и даже самые отдаленные платили по 1 козленку (полная же кровная плата - 130 коров, см. Леонтович, "Адаты", т. II, стр. 148 п. 2).
Этим все родичи избавлялись от мести (но не убийца). Сам убийца платил 12 коров "похоронных" ("хелым"), если его не убивали в течение года; но потом, спустя год, его могли убить, - поэтому вся плата, в сущности, — вознаграждение за убитого, но не искупление и избавление от мести. Мстить должны все ближайшие родственники; они должны даже всюду искать случая убить убийцу. Убийцу бранили все родственники, упрекали за то, что он, убивши человека, нажил кровников, а, главное, ввел в большие расходы всех родственников; эта круговая порука и давление, оказываемое родом, сдерживали горячую натуру ингуша от убийства и уменьшали число кровных убийств; теперь, по исчезании этой круговой поруки и наказании убийцы правительством, число убийств возрастает (это мнение стариков надо проверить еще по статистическим данным).
9. Главой рода бывает умнейший родственник (фактически),
хотя старший в роде пользуется внешним почетом. Умнейший в
роде становится фактическим главою не по избранию, а потому,
что все в нем нуждаются и обращаются к нему за советом.
10. Женщина не может быть во главе рода.
11. Малолетний тоже не может быть главой рода, так как главенство в роде не наследственное, а по старшинству и личным достоинствам.
12. Главари рода не пользуются преимуществом жениться на близких родственницах; адат всем возбраняет жениться на родственницах (однофамильцах).
13. Права главы рода таковы: с ним все совещаются; ничего важного без его совета и согласия не совершают; никто не может быть непослушным ему и самонадеянным, зная, что глава лучше знает, как поступить в важных обстоятельствах (фактически ему послушны, хотя и могут не слушаться, и это бывает частенько); кроме того, за непослушание совету главы рода все родственники упрекают; он рискует вооружить против себя родню; вообще все старшие в роде влияют на младших, сдерживают их от дурных поступков.
14. Старейший может совещаться о деле родичей и с своими, и с чужими сведущими людьми.
15. Глава рода и никто другой не может брать женщин на ночь.
16. По адату на суд является и сам виновный и старший с прочими родственниками, так как дела членов рода касаются всех их
17. Иногда отец дает согласие на брак сына или сам ему выбирает невесту, иногда старший выбирает, чаще же спрашивают у него лишь мнения и согласия.
18. Невеста должна привезти подарок - шубу, черкеску и башлык; его дарят одному из родственников мужа, кому хотят, иногда он попадается главе, а чаще - более обиженному судьбой старику (бедному, бездетному и пр.); специально и непременно главарю - при свадьбе подарков не дарят.
19. Жена старшего по возрасту пользуется со стороны прочих женщин и молодых мужчин, как старуха, большим почетом и уважением; в женских делах (свадьба, похороны и пр.) распоряжается более понимающая и деловая женщина в фамилии; в домашних делах все женщины самостоятельны; и старшей и распоряжающейся в делах (фактически) оказывают честь: дают дорогу, стоят при них, услуживают и т. д.
20. Женщина ни лично, ни имущественно не пользуется самостоятельностью; она во всем подчиняется мужу; жена слушает и советы и приказания близких родственников мужа (старших в особенности); иначе - позор для нее. В отсутствие мужа жена его безусловно слушается даже тестя или шурина и других.
21. Общей родовой казны нет.
22. Убийцу брата или родственника все презирают; избегают с ним говорить; он погибший; пропащий, несчастный человек, по мнению народа.
23. Весь род несет нравственную ответственность за проступки члена рода; она выражается в уплате за голову, т. е. "головничестве" (плата за голову, под "вирой" я разумею плату властям за убийство - чего у ингушей не было), калыма - при несостоятельности члена рода (а это дело обыкновенное).
24. Кровная месть и до сих пор в разгаре. Месть нередко кончается и миром. Мстят целые роды.
25. При несостоятельности должника ему помогают все родственники.
26. От подозреваемого в воровстве требуется присяга; обвиняемый (подозреваемый) с корзиной на спине, наполненной разным хламом, каковы веник, лопатка и пр., и с собакой, привязанной к шее, идет к могиле своего родственника с своими родственниками вместе с подозревающими и 3 раза обходит могилу; при этом потерпевший говорит: пусть эта собака грызет покойника, если ты (или твой родственник) украл у меня то-то и то-то, и при этом они убивают собаку выстрелом из пистолета; после такой церемонии подозрение снимается.
Поселение или стоянка, до мест которой прослежены следы вора, ответственны теперь по распоряжению администрации; эта мера на плоскости вызвала массу злоупотреблений со стороны казаков: многие казаки убивали украденное животное и, отрубив передние ноги, делали следы до места поселений ингушей, и этим ответственность переносили с себя на ингушей, тем более, что эта мера на них не распространяется.
27. Семья, скрывшая вора, или должна выдать вора, или отвечать за убытки (заплатить стоимость украденного); укрыватель кровника, если он его не хочет выдать пострадавшим, должен дать родственникам убитого 12 "покровительствующих" коров ("мери керва - аккер", т. е. врага спасших - см. "Адаты" Леонтовича, II, 149 п. 4), и тогда снимают осаду с дома скрывателя убийцы, и кровники расходятся по домам. Эти 12 коров скрываемый обязан возвратить скрывавшему его хозяину дома.
28. Наблюдения производились нами, как мы отмечали в предисловии, только в Мецхальском обществе горной Ингушии.
Но из бесед с жителями других районов нагорных и плоскостных, а также на основании литературных данных мы с определенностью можем сказать, что гостеприимство развито у ингушей повсюду и не в меньшей степени, чем у соседних горских народов — осетин, чеченцев, дагестанцев и др.
Гостеприимство у ингуша найдет всякий странник, кто бы он ни был, найдет и убежище от врагов. Гостеприимство развито сильно; все лучшее подается гостю; сеют редьку, лук или что другое — и ингуш говорит: "это пригодится для гостя", и так во всем.
Однако, наряду с этим встречается у них воровство. По историческим данным, до водворения русского владычества в Кавказском крае оно не наблюдалось в заметной степени и стало возрастать в эпоху кавказской войны и после нее в связи с крайним малоземельем и обнищанием. Но, как мы видим из сообщаемых нами материалов, воровство считалось по адату большим преступлением и строго наказывалось.
Что касается характера ингушей, то из главных черт его мы отмечаем добродушие, общительность и вместе с этим вспыльчивость.
29. Гостю оказывают всевозможные услуги: у хозяина (особенно прежде) он может взять себе что угодно (оружие, одежду, лошадь); он, конечно, и сам нравственно обязуется принять к себе и хозяина, своего кунака, если тот приедет к нему, и вообще услужить ему.
30. Слабая фамилия часто приходила под защиту сильной; кто-либо приходил и резал быка у башни сильного рода в присутствии народа и просил принять его в род; с этих пор он принимает новую фамилию (приютившего рода) и пользуется защитой ее. Теперь это не случается.
Договора между вступающим в род и последним нет; вступающие получают только право пользоваться общественной землей, где живет новый род, загоном, лесом, покосным местом (?), а частная собственность (пахотная земля и пр.) у него отдельно, своя; обряд вступления: режет быка и просит принять.
Из рода не исключают ни в каком случае. Новые родовые союзы образовались (хотя редко, не часто, это бывало), когда один из предков бывал особенно плодовит; делалось это для отличия его потомства от других линий и от однофамильцев неродственников; при этом старая родовая фамилия все же не покидалась, не забывалась; хотя чаще назывались (особенно в обыденной жизни для большего удобства) родичи по новой фамилии, но назывались и по старой родовой фамилии.
Выделение из рода семьи происходит от тесноты в семье или от ссоры (см. п. 12).
При совместной жизни родичей в одной башне недвижимое имущество - нераздельно, общее; при выделении члена рода и часть земли ему отделяется; но личная и родственная связь сохраняется с родом, хотя выделившаяся семья от главы рода уже менее зависит, в особенности в делах личных, менее касающихся всего рода.
У рода общее имущество составляют и теперь — сенокосное (вероятно, пастбищное) место, пахотное, и вообще вся недвижимость; при выделении же семьи (брата) ее доля пахотной земли выделяется.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru