...Юноше снится сон, что около него расцвел лотос - цветок любви. Подарить его любимой - значит отдать ей сердце. И он, сорвав лотос, говорит: "Милая, прими его, он расцвел для тебя, у меня друзей нет, приди ко мне! Я тебе подарю этот лотос, ты приколешь его к волосам. Ты пойдешь за водой - от шороха твоих шагов испугается олень. Но увидев красу твою, он спокойно будет щипать траву. А бог Кришна увидит нашу любовь и благословит нас на своей свирели. Иди ко мне! Видишь, я танцую для тебя! Не хочешь? Ну погоди! Когда ты пойдешь купаться к реке, я подкрадусь и унесу твое одеяние. Тогда ты замерзнешь и почувствуешь холод любви".
И снова принц засыпает у распустившегося лотоса.
Если в "Золотом боге" Эсамбаев передает сложные обобщенные философские мысли о природе, бытии человека, то в танце "Легенда о любви" стиля Катхак он повествует о юности и целомудренной любви. Эсамбаев в совершенстве владел этим стилем и в своем танце показал разнообразную технику ног, на щиколотки которых были прикреплены бубенцы - по двести штук на каждой. По желанию артиста они звенели то поодиночке, то все вместе мощным оркестром. Стремительные повороты и внезапные остановки, искусная техника рук и пальцев, мастерское владение мимикой лица: глазами, бровями, ноздрями - все выразительные средства артист подчинил передаче чувств и мыслей своего героя.
Во время гастрольных поездок в страны Латинской Америки Махмуд Эсамбаев собрал целую коллекцию разнообразных танцев, многие из которых вошли в программу "Танцы народов мира".
Как он их собирал, что при этом было главным? "Для меня узнать народ, - вспоминал М. Эсамбаев, - значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе и создаются сегодня, — подлинная энциклопедия жизни. В них я почувствовал уклад жизни населения, горе и радости людей, их мечты и надежды, существо их национального характера. И как бы различны ни были танцы народов нашей страны и всего мира, сквозь бесконечное многообразие красок, приемов, особенностей исполнения ощущается глубокое духовное родство хореографии, рожденной на разных широтах"2.
В Бразилии ритуальные танцы "Гандобле" ("Просящий урожай"), "Бамба" ("Черт") "Самба", "Макумба" ("Танец заклинания") Махмуд выучил с помощью популярной бразильской балерины, руководительницы фольклорного балета страны Мерседес Баптисты. Глубоко понять хореографию Бразилии Эсамбаеву помог также популярный танцовщик ритуальных танцев Жозео да Гомео, который специально пригласил его в свой храм, и там он вместе с Мерседес до восхода солнца участвовал в ритуальном танце "Макумба". Хозяева посчитали, что артист блестяще усвоил урок. Подарили ему ноты и костюм для исполнения этого танца.
А вот каково сценическое воплощение храмового ритуала... В своеобразном головном уборе с красными, голубыми, синими перьями редких птиц прерий Эсамбаев неторопливо выходит на сцену. Гаснет свет. Барабаны начинают медленно отбивать "там-там-там, та-та-там", все убыстряя ритм. "Макумба" - танец самопожертвования и любви. Изображая героя-шамана, спасающего людей от беды и смерти, он заклинает злых духов, он борется с силами тьмы. Все порывистей, быстрей становятся движения и жесты, все трудней уследить за их молниеносной стремительностью. Нервное напряжение доходит до того, что оно, как раскаленная магма, выливается в зал. Хочется закрыть уши, глаза и крикнуть: "Не убивай себя, хватит!" Уже захватывает дыхание, сохнут губы. Колдун чудовищно вращает головой из стороны в сторону, бешено мечется. И вдруг, издав дикий крик, он замертво падает, унося с собой злых духов.
И как это ни фантастично, на концертах, с которыми М. Эсамбаев объехал весь Советский Союз от Москвы до Сахалина, от Киева до Казахстана, он отводил от людей черные силы. Вот один пример. Это сообщение передало московское радио. Затем с помощью агентства печати "Новости" Советского Союза история, происшедшая в г. Херсоне, облетела весь мир... Во время исполнения на концерте танца-новеллы "Макумба" немой студент Херсонского культурно-просветительного училища Анатолий Барыгин вдруг заговорил. Нашлись люди, которые утверждали: «Разве это не божественное чудо, не проявление воли всевышнего? Так ли это? На этот вопрос пришлось дать научно обоснованный ответ в журнале "Воинствующий атеист"».
Статья журналистки Г. Привитны "Встреча с необычайным" была написана по свежим следам. В ней врач-психиатр доцент И.Я. За-вилянский так прокомментировал случившееся: «Толя Барыгин не испытал какого-либо вредного физического воздействия, а лишь пережил сильное нервное потрясение. Полный сил и здоровья юноша утратил речь. Выздоровление наступило так же неожиданно, как возникло заболевание. Исцелил юношу не врач, а артист. Произошло нечто вроде "чудесного" исцеления. И в возникновении невроза у Барыгина, и в исцелении его сыграли роль эмоции. Сперва это эмоция страха, а потом эмоция упоения искусством мастера танца» .
В чудеса в наше время мало кто верит. Но есть великое, потрясающее чудо высокого искусства, которое покоряет и может даже исцелить. Этим искусством владел Махмуд Эсамбаев.