Оформив в 1837 г. документы о своем звании, Петр Захаров получает аттестат об окончании Академии художеств. Юноша из Дади-Юрта не только сумел оправдать надежды своего воспитателя, но и поднялся над миллионами бесправных выходцев из национальных меньшинств, приравнивавшихся в царской России к крепостным. Отныне он имел все права почетного потомственного гражданина.
Жизнь Захарова была нелегкой. Словно южное растение, пересаженное на землю севера, он постоянно болел. Кроме того, ему приходилось много трудиться, чтобы заработать на жизнь. Давал уроки рисования, выполнял заказы: писал портреты маслом и акварелью. Нужно было иметь сильную волю и мужество чтобы, прекрасно помня, кто он и как оказался здесь, в России, будучи больным, не сломаться, выстоять и продолжать работать.
Под каждой своей картиной художник с гордостью подписывался: "Захаров — чеченец", "П. Захаров, из чеченцев", "Захаров, чеченец из Дади-Юрта".
В это время Захаров заканчивает одну из самых прекрасных работ — портрет Елизаветы Валерьяновны Воейковой. Уже в мае 1840 г. он закончил портреты княгинь Волконской и Бороздиной.
Надо отметить, что в то время о генерале А.П. Ермолове писалось много статей восторженных и возвышенных. Видимо, поэтому Академия художеств и задала программу на золотую медаль - написать портрет Алексея Петровича. Петр Захаров долго и упорно готовился, сделал сотни эскизов, набросков, до мельчайших деталей обдумывал фон, чтобы точнее передать образ портретируемого, его характер. Особое внимание, как всегда, художник уделял внутреннему миру персонажа. Много набросков и этюдов он сделал с натуры. Над самим портретом художник работал более года. Захаров вложил в свое творение не только всю душу, талант, мастерство, но, к сожалению, и свое здоровье.
Портрет генерала Российской империи стал лучшим произведением художника Захарова. Своеобразная техника и манера письма, сложность композиции и оригинальность замысла дали свои результаты. Получился не просто портрет, а эпохальное полотно, на котором читается время, когда жил и вершил свои дела полководец.
Природа в картине играет огромную роль. Предгрозовой фон, хмурое небо и гордые, непоколебимые вершины Кавказа. Все это создает у зрителей определенное настроение, вводит в бурную обстановку Кавказской войны — кавказской трагедии ермоловской поры. На этом тревожном фоне глыбой выступает осанистая фигура генерала Ермолова. Он одет в зеленый мундир и рейтузы синего цвета. Грудь - в орденах, рука - на эфесе шпаги. Художник намеренно изменил пропорции, увеличив объем головы. Таким образом он подчеркнул силу и мощь этой неординарной личности. В суровом, пронзительном взгляде, горделивой, уверенной позе живописец отразил внутренний мир всевластного правителя. Художник изобразил генерала именно таким, каким он был, не возвеличивая и не принижая его достоинств.
В августе 1843 г. портрет был готов к отправке в Петербург, в Академию художеств. На полотне стояла подпись: "П. Захаров. Из чеченцев. 1843 года 16 августа". В то время Захаров жил у своего приемного отца Ермолова П.Н. в Москве.
30 августа Совет академии вынес решение удостоить Захарова звания академика. Присуждение звания академика было большой радостью для художника. Его талант был оценен по достоинству высшей наградой, о которой мог только мечтать любой художник. По иронии судьбы именно за портрет "кровавого генерала" один из нескольких чеченцев, уцелевших в огне Дади-Юрта, получил золотую медаль и звание академика.
1843 год был в творческом отношении на редкость удачным для художника. В том счастливом для него году он написал еще и свой знаменитый "Воинственный автопортрет в бурке с ружьем". С малых лет Петр жил в русской семье, рос в славянской право славной среде, но всегда помнил, что он чеченец. Поэтому и захотел увидеть себя на полотне настоящим горцем с типично кавказскими чертами лица: нос с горбинкой, широкие темные брови, черные пронзительные глаза, в которых скрывались боль и грусть о далекой родине.
1844год. Захаров продолжает творить. Далеко не все его произведения этого периода сохранились. Отличная работа - портрет Ф.И. Иноземцева радует зрителей и сегодня. Тогда же был создан и портрет композитора П.П. Булахова. К одной из лучших работ художника можно отнести созданный в этом же году портрет А.В. Алябьевой.
В 1845 г. Захаров участвовал в выставке живописи с портретом историка Т.Н. Грановского. Это полотно имело громкий успех. Его можно назвать образцом портретного искусства.
Трудно сказать, сколько всего картин создано художником за его недолгую, но напряженную жизнь, ясно, что их много и все они бесценны.
Неполных 30 лет, тяжелых, мучительных, прожил художник. В сентябре 1846 г. трагически оборвалась жизнь этого замечательного чеченца. Его жизнь напоминает судьбу прекрасного цветка, вырванного из благодатной почвы. Он прижился в России на короткое время, расцвел, ослепил всех своей красотой.
Мы подробно написали о тяжелой судьбе чеченца, ставшего знаменитым российским художником, чтобы показать, насколько велико было влияние его творчества не только на российскую, но и мировую культуру. Великолепные полотна, созданные чеченцем Захаровым, разошлись по всему миру, а часть из них украшают стены Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского, Пушкинского и других музеев нашей страны. У Захарова было много учеников, которых он обучал живописи, но еще больше у него последователей, обучавшихся его манере создания живописных полотен. Поэтому трудно и невозможно оценить тот вклад, что внес Захаров в развитие изобразительного искусства России и Запада. Его прекрасные полотна до сих пор остаются как бы маяками, к которым стремятся многие художники-живописцы. Разве это не есть влияние изобразительного искусства Чечни на культуру многих народов?