Р. М. Нашхоев
Имя Махмуда Алисултановича Эсамбаева, чеченца из старинного селения Старые Атаги, еще при жизни золотыми буквами вписано в историю культуры, в частности - пластического искусства Чечни, России и мира. Его уникальное творческое наследие - неисчерпаемая волшебная кладовая, которая оказывает благотворное влияние на сближение всех народов.
В короткой статье, естественно, невозможно подробно раскрыть все сверкающие, словно бриллиант, грани творчества Народного артиста СССР, РСФСР, всех союзных и автономных республик, трижды лауреата международных конкурсов, Героя Социалистического Труда Махмуда Эсамбаева, этого Чародея танца, как называл его народ.
Всемирно известные балерина Галина Уланова, балетмейстеры Игорь Моисеев, Юрий Григорович, Леонид Якобсон очень правильно, на мой взгляд, определили искусство М. Эсамбаева как танцы-новеллы, танцы-миниатюры, танцы-балеты.
Собирание со всего мира различных танцев, их своеобразная интерпретация и исполнение принесли славу Эсамбаеву главным образом как новатору, неповторимому исполнителю, который благодаря своему высокому мастерству — умению владеть своим пластичным телом создавал яркие запоминающиеся образы. Это мастерство шлифовалось многие годы в процессе титанического ежедневного труда - утром на репетиции у станка, вечером на спектакле или концерте.
М.А. Эсамбаев родился 15 июля 1924 г. Его отец Алисултан, авторитетный человек в с. Старые Атаги, брал 7-летнего Махмуда с собой на свадьбы, вечеринки, где тот под одобрительные возгласы старших самозабвенно плясал. Начало его творческой биографии пришлось на 1940-е годы. В 15 лет Махмуд стал профессионально заниматься танцами в Чечено-ингушском государственном ансамбле песни и танца. В 19 лет танцевал в Пятигорской оперетте и во фронтовых концертных бригадах под Ростовом-на-Дону и Новочеркасском, в 20 лет - в Киргизском государственном академическом театре оперы и балета, будучи спецпереселенцем. Причем за непокорность комендант сослал Махмуда в аул, где некоторое время ему пришлось сплавлять лес по горной речке. От верной гибели его спасли поклонники и администрация театра.
"Впервые увидев Махмуда Эсамбаева на репетиции, — писал в своих в письмах ко мне Иван Кириллович Ковтунов, главный балетмейстер Киргизского театра оперы и балета, бывший режиссер театра оперы и балета им. СМ. Кирова, работавший с крупнейшими мастерами советской хореографии, — я был восхищен этим бесценным чеченским самородком, редчайшим даром природы, певучестью каждой части созданного богом для танца тела". Позже Ковтунов убедился и в огромном трудолюбии, целеустремленности, дисциплине этого необыкновенного юноши. Молодому артисту не хватает хореографического образования, решил он. По ускоренному варианту осваивая теоретическую программу балетного училища, они сразу реализовывали ее на практике. Помогал ему в этом интернациональный коллектив. Вскоре под горячие аплодисменты зрителей и на радость помогавшим исполнялись не только глубоко осмысленные характерные и народные танцы, но и главные партии в классических русских и других балетных спектаклях: в "Лебедином озере" - злого гения Ротбарта, "Бахчисарайском фонтане" - хана Ги-рея, "Спящей красавице" - Карабоса, "Тарасе Бульбе" - Тараса. Играл в премьерных киргизских национальных балетных спектаклях: "Чолпон", "Анар", "Весна в Ала-Тоо".
Вот как пишет о своих впечатлениях о спектакле "Бахчисарайский фонтан" известный режиссер театра В.М. Шахрай: "...вот в самом финале появился Гирей - Махмуд Эсамбаев, и сцена оживилась высокоодаренным человеком".
Всего за 13 лет работы в театре Махмуд создал десятки незабываемых образов, в том числе в киргизских национальных балетных спектаклях. У истоков хореографического искусства этого народа наряду с выдающейся киргизской балериной Б. Бейшеналиевой стоял М. А. Эсамбаев. Его творчество вошло в золотой фонд культуры Киргизии.
К 1956—1957 гг., к моменту восстановления Чечено-Ингушской АССР, М. Эсамбаев окончательно решил перейти на эстрадную сцену, исполнять танцы народов мира. Для этого у него был накоплен опыт — в репертуаре его уже было несколько танцев, и он имел по существу безграничные профессиональные возможности.
Классический танец, который превосходно освоил Эсамбаев, стоит на пяти позициях ног, служит базой для всякого сценического исполнения: будь то характерный, гротесковый или салонный танец. Умение управлять своим телом, руками, головой дает возможность двигаться свободно во всех направлениях. Выучившись только характерным танцам, никогда невозможно исполнять классику. И наоборот, зная классический танец, можно легко воспринять характерный, салонный и др. Это доказано, как свидетельствует известная русская балерина и балетмейстер прошлого А.Я. Ваганова, на опыте многих танцовщиков.
Именно этот багаж и, естественно, необыкновенная природная пластическая выразительность тела, высокий рост, совершенный музыкальный слух, феноменальная память, потрясающий талант моментально, с первого раза схватывать движения, особенности танца любой национальности, музыку, редкая коммуникабельность и доброта помогли взлету творчества Эсамбаева.