Многим довелось видеть Эсамбаева на сцене. Каждый выход этого артиста - это новый образ, новый народ, новая страна. В хореографии очень жестки границы перевоплощения. Ведь танец длится всего несколько минут. Лаконичность жанра подсказала артисту возможность обобщений, выпуклого изображения, пластического гротеска, позволяющего глубже и ярче раскрыть сущность танца. Его тело, казалось, было создано для танца, для него не существовало технических трудностей. Импровизационность - одна из характерных черт, придающая его искусству свежесть и убедительность. Танец как бы складывался прямо на сцене, и танцовщик свободно и естественно входил в мир своих образов.
«Представитель гордого народа, — писал И. Моисеев в газете "Известия" в связи с кончиной М.А. Эсамбаева, — отдавал себя служению людям. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов. С уходом Эсамбаева мы стали беднее. Но скажем спасибо ему за то непреходящее, что он оставил в искусстве и человеческих отношениях... Уход такого человека, как М. Эсамбаев, невосполним для искусства, для культуры..."
Махмуд Эсамбаев широко пропагандировал танцы народов СССР, России, мира, помогал сближению и взаимообогащению культур различных наций, народностей, воспитанию людей в духе дружбы, братства и единой семьи. Продолжая лучшие традиции всемирно известного русского классического балета, народного, характерного танцев, Эсамбаев внес весомый вклад в их развитие, тем самым пополнив копилку мирового искусства. Он вобрал в свое творчество пластические культуры чуть ли не всех народов мира.
О личности Эсамбаева и его творчестве будут долго помнить те, кто знал его, видел на сцене, на экране. Но надо, чтобы и потомки тоже не забывали о нем. Для этого необходимо в программах теле видения, радио, кинофильмах, книгах, в публикациях в печати чаще рассказывать об Эсамбаеве, организовывать вечера памяти о нем. Мы должны гордиться, что в нашей стране жил и творил великий танцовщик Махмуд Эсамбаев.