Влияние чеченского музыкального искусства мы наблюдаем и в наши дни. Недавно в Доме Союза композиторов состоялся творческий вечер чеченского композитора Сайда Димаева. Отрадно было видеть, как один за другим выходили на сцену артисты российской эстрады и музыканты, исполнявшие произведения Сайда Димаева.
Мы охватили далеко не всех композиторов и музыкантов, которые своим творчеством внесли определенную лепту в развитие многонациональной советской (ныне российской), азербайджанской, грузинской музыкальной культуры. Однако такое влияние было довольно весомое, и это отрадно — ведь чеченское музыкальное искусство тоже обогащалось благодаря воздействию многонационального искусства народов бывшего СССР.
Не меньшее воздействие на искусство и культуру других народов имело и чеченское изобразительное искусство. И говоря об этом, хочется начать наш рассказ с художника Петра Захарова.
Будущий знаменитый художник родился в богатом притеречном селении Дады-Юрт. Это было мирное и красивое село, расположенное в живописном уголке равнинной Чечни. 15 сентября 1819 г., рано утром, его окружили царские войска. Село было разрушено. Почти все жители погибли. Двоих мальчиков, оставшихся в живых, Ермолов увез с собой. Мальчик, названный Петром, был передан на воспитание родному брату генерала Петру Ермолову. С тех пор маленький Петр находился под его неусыпным наблюдением. Всегда грустный, мечтательный, задумчивый, он вызывал жалость к себе. Рисовал все, что попадалось ему на глаза. Заметив у него склонность к рисованию, воспитатель сделал все возможное, чтобы развить его способности. "Странный мальчик Петруша! Я о своем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что попадет под руку. Видимо, будет художник, и неплохой", — писал в письме к матери Петр Николаевич.
Он хотел сделать приемного сына счастливым, дав ему возможность в полной мере раскрыть свое уникальное дарование. В 1826 г., когда мальчику исполнилось 10 лет, П.Н. Ермолов обратился к президенту Императорской академии художеств А.Н. Оленину с письмом, в котором просил принять своего воспитанника в академию.
Попасть в академию в то время было непросто. Одного таланта было недостаточно. Сначала поступающий должен был пройти курс обучения у хорошего художника и представить работы, подготовленные для поступления. Только после обсуждения и одобрения этих работ членами комиссии ученик допускался к сдаче вступительных экзаменов. Петр Николаевич договорился с художником-портретистом Львом Волковым. Шесть с лишним лет Захаров провел в доме художника. В те времена обучение на дому было обычным явлением. У многих даже очень известных художников - Д. Левицкого, И. Аргунова и других -жили их ученики. Волков был доволен своим питомцем. Захаров любил живопись, был прилежным учеником, делал большие успехи и тщательно готовился к поступлению в академию. Вскоре он писал самостоятельно. П.Н. Ермолов постоянно следил за успехами своего подопечного, заботился о его дальнейшем образовании. К кому только не обращался он с просьбой помочь устроить в академию своего чеченца Петрушу! В письме к своему товарищу, члену Совета Общества поощрения художников Н.В. Шимановскому, датированному 1829 г., Ермолов пишет: "Давно не писал к тебе, любезный Николай Викторович. Есть у меня к тебе величайшая просьба, исполнением которой ты меня чрезвычайно одолжишь, а вместе сделаешь и благодеяние. Ты знаешь моего чеченца Петра Захарова... Он отдан был живописцу, начал рисовать весьма изрядно и показывает большие способности, но время уходит..." Петр Николаевич сделал все, чтобы мальчик был принят в академию.
Упорство и труд Петра были вознаграждены. В 1833 г. он успешно выдержал экзамены и был зачислен в Академию художеств. Первая большая победа была одержана. Казалось, сам Бог, щедро наградивший чеченского мальчика талантом, за все лишения дал возможность этот талант развить.
В академии у юноши дела шли хорошо. Его настойчивость и трудолюбие приносили свои плоды. Если он ставил перед собой какую-то цель, то обязательно добивался ее. Уже через два года учебы в академии, в 1835 г., Захаров получил награду за эскиз к картине "Старуха, гадающая на картах" - две серебряные медали за верное отражение чувств и за живописную выразительность. Это было признание. В том же году решением Совета академии он получает звание внеклассного художника. Через год он удостаивается еще двух серебряных медалей.
Это был неслыханный успех за столь короткое время пребывания в стенах академии. Начинал Петр не как портретист, а как мастер религиозной живописи. В 1839 г. он демонстрирует на выставке свою картину "Искушение Спасителя дьяволом".
Но подлинным успехом Захарова станет портретная живопись. Великий русский художник К.П. Брюллов, лично знавший Петра, назовет его вторым после себя мастером портрета.
Учеба в академии сформировала Захарова как самостоятельного художника. В 1836 г. он просит Совет академии дать ему звание свободного художника. Звание это делало человека лично свободным, к какому бы сословию он ни принадлежал, и давало права почетного потомственного гражданина России.