Он схватил кинжал, чтобы защититься, но никого нет. Он отбрасывает кинжал и безоружный идет в аул. Многие эпизоды танца решены средствами пантомимы. Как и в других новеллах, переход от мимики и пантомимы к танцу логичен, связан с развитием действия.
Известный эстет и философ Лукиан (II в. до н.э.) в своем произведении "Диалоги" приводит случай, когда восхищенный искусством танца артиста зритель воскликнул: "Удивительный ты человек' Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу! Мне кажется: самые руки твои говорят!" Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Эсамбаева.
Узбекский танец "Чабаненок" — одна из лучших хореографических новелл, лирические мотивы которой были очень близки и дороги артисту, потому что это трогательные картинки из его детства. Веселый, озорной маленький чабаненок радуется ясному солнечному дню. Он беззаботно играет, пританцовывает. Разыгрывается интересная пантомима. Чабаненок, подражая взрослым, скручивает нитку, зашивает порванную рубашку. Потом мальчиком овладевает дремота. Но спать нельзя: он может потерять овец. И мальчик начинает медленно их считать. Вдруг он замечает, что одной овцы не хватает! Он пересчитывает всю отару, ищет, ищет пропажу. И вот она! Наконец-то нашел! Чабаненок бежит к овце, хватает ее и несет к отаре.
Радостным, светлым ощущением бытия, заразительным юмором веет от этих живых картинок. Легко, воздушно, в ребячьем порыве танцует Эсамбаев, не оставляя никого равнодушным. Великолепно сыграна пантомима. С какой подкупающей искренностью и выразительностью смотрят глаза актера! Они лукавы и смешливы, когда чабаненок скручивает из шерсти нитку, они внимательно и по-детски широко раскрыты, когда он вдевает нитку в иголку и шьет, они постепенно закрываются, и он с трудом их удерживает полуоткрытыми, когда его одолевает сон, они тревожны, когда пропала овца; они ликуют, когда пропажа обнаружена. Потрясают пластичные, будто говорящие руки. Они участвуют в каждом действии: искусно шьют, считают, ловят овец, и все это делается достоверно. Насыщенность танца пантомимой, исполняемой с большим мастерством, приближает зрителя к реальной жизни: мы явственно видим необозримое зеленое поле, овец, ощущаем палящее солнце, слышим крики чабаненка, угоняющего отару...
Когда смотришь этот танец, то невольно вспоминаешь слова великого киноартиста Чарли Чаплина: "...человечество всегда нуждалось в немом выражении своих эмоций, независимо от того, насколько прекрасней сделалась человеческая речь. И в таком именно мимическом выражении человечество всегда будет нуждаться, потому что в конечном итоге 87% наших впечатлений мы воспринимаем с помощью глаза и только 9% с помощью уха. Кроме того, пантомима, являясь простейшей формой человеческого проявления, в то же время оказывается самой сложной. Движение бровей, каким бы оно ни бьшо легким, может передать больше, чем сотни слов" .
За свою многолетнюю плодотворную творческую жизнь М.А. Эсамбаев в балетных спектаклях, на эстраде, в кинофильмах "В мире танца", "Я буду танцевать", "Лебединое озеро", "Земля Санникова" и др., посвященных ему или созданных с его участием, сыграл немало балетных партий, исполнил около 100 танцев — новелл, легенд, хореографических миниатюр. Среди них такие яркие танцы-новеллы, как русский — "Эмигрант", монгольский — "Орел и охотник", еврейский — "Портняжка", перуанский — "Павлин", башкирский, цыганский, которые доставляли большую радость зрителям.
Чтобы понять искусство артиста, истинно народное по своей тематике и по используемым пластическим краскам, необходимо внимательней посмотреть на его истоки. Эсамбаев, словно опытный врач, держал руку на пульсе космического ритма нашего времени, видел революционные, социально-экономические, политические преобразования, процессы интернационализации духовной жизни человечества и находил для отображения этих сложных многоплановых явлений самые выразительные хореографические средства.
Сверхвыразительности, высочайшего мастерства артист добился в танцах социального протеста - в "Автомате", в "Негритянском танце" из кинофильма "В мире танца". Впервые, пожалуй, была совершена интересная попытка создать образ космонавта в вышеназванном фильме по свежим следам полета в космос первого космонавта Ю.А. Гагарина.
Справедливо будет сказать, что многие ставшие наиболее популярными танцы и вообще искусство М. Эсамбаева уходят своими корнями в далекое прошлое. Я пришел к этому мнению еще в 1970-е годы, когда многие критики и исследователи искали ответ на вопрос: что такое танцевальное искусство Эсамбаева?
В творчестве М. Эсамбаева много сходного с древними индийскими и с античными греческими танцами. Параллели можно привести и с чеченскими, и с ингушскими танцами. Среди чеченцев и ингушей нет нетанцующих. В Чечне, например, имеются народные и сочиненные гармонистом-виртуозом композитором Умаром Димаевым мелодии даже именных танцев, таких как Шамсудина, Ильяса, Салаха, Андарбека Садыкова, Махмуда Эсамбаева. Урус-Мартановский, Катар-Юртовский — эти и ряд других сел имеют свои танцы.