На самом деле искусство маленькой Чечни, сливаясь с многонациональным искусством других народов, становится подобным тому океану, о котором говорил А. Шахбулатов. Шахбулатов окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. В его творчестве произошло слияние черт и особенностей классического и национального искусства на основе взаимопроникновения. Он работал в разных жанрах: писал оркестровые произведения, сонаты для фортепиано, музыку к театральным постановкам, но больше любил жанр песни. И песня принесла А. Шахбулатову заслуженную известность. Его произведения удостоены дипломов и первых премий. Они исполнялись такими певцами, как Иосиф Кобзон, Павел Лисициан и др. Ленинградский оркестр под руководством Бадхена подготовил программу из произведений А. Шахбулатова. Многие известные певцы и музыканты исполняли и исполняют его произведения.
Говоря о музыкальной культуре чеченского народа, нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта-трубача Алаша Эдисултанова, долгие годы работавшего в ведущих цирковых оркестрах страны. Пьесы и этюды, написанные им, исполнялись и до сегодняшнего дня исполняются многими музыкальными коллективами. Алаш свои знания передавал учащимся Грозненского музыкального училища, создал эстрадный оркестр в республиканском цирке, работал дирижером Чечено-ингушского симфонического оркестра.
У истоков создания Чечено-Ингушского музыкального училища (1936) стоял прекрасный музыкант — композитор Георгий Христофорович Мепурнов. Музыкальная культура Чечни многими своими успехами обязана этому замечательному композитору, музыкально-общественному деятелю, основоположнику профессиональной музыкальной культуры Чечено-Ингушетии. Мепурнов — автор первых национальных произведений различных жанров: "Героические поэмы Чечни" для симфонического оркестра, "Чеченские мелодии" для струнного оркестра, "Горские эскизы" для фортепиано, "Восточные поэмы" для виолончели и фортепиано и др. Мепурнову принадлежат обработки народных песен. Большая часть произведений неоднократно исполнялась автором как у себя на родине в Грозном, так и в Ростове-на-Дону, Москве, Ленинграде и других городах. Как уже было сказано, Мепурнов -инициатор создания музыкального училища в Грозном, которое долгие годы оставалось в республике единственным центром воспитания профессиональных музыкантов (лишь в конце 80-х годов в Чечено-Ингушетии в педагогическом институте было открыто музыкально-педагогическое отделение). К великому сожалению, он погиб в 1938 г. в период сталинских репрессий.
О заслугах Грозненского музыкального училища, одного из лучших учебных заведений страны, в деле образования многих поколений музыкантов говорят имена ярких исполнителей, вокалистов, музыковедов, которыми по праву могут гордиться не только чеченцы, но и жители других стран и народов. Среди них известные композиторы Александр Халебский, Аднан Шахбулатов, Сайд Димаев, Наталья Антоненко, Светлана Татаева, Умар Бексултанов; преподаватели-теоретики А.В. Сахаров (Донская консерватория), И.В. Апрышко (Краснодарский институт культуры), А. Эдисулта-нов (Астраханская консерватория), Т. Инаркиева (Воронежский институт искусств); вокалисты Зайнди Хасанов -Заслуженный артист ЧИАССР, Магомед Ясаев, Апти Далхадов, Альви Мазаев, Муса Макаев, Амарбек Димаев и др.
Отдельное спасибо хочется сказать бывшему долгие годы директором училища Леониду Васильевичу Брайловскому, выпускнику Института им. Гнесиных по специальности дирижер-хоровик. Он руководил детским хором детской музыкальной школы № 1, готовил специалистов в училище, проводил большую музыкально-общественную работу. Заместитель директора училища Михаил Моисеевич Бронштейн, великолепный "слухач", специалист по инструмен-товедению, прекрасно владел основами классической академической школы теории музыки. Он вел широкую музыкально-общественную, публицистическую деятельность, участвовал в сборе и расшифровке национального музыкального фольклора. Среди его учеников — выпускники престижных институтов и консерваторий страны. Они и поныне занимают достойное место в музыкальной жизни не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья: в Барселоне преподает И. Варюшкина, Б. Рощак работал на сцене Ереванского оперного театра, А.В. Сахаров преподает в Донской консерватории имени Рахманинова, А.А. Козырев руководит Рязанским народным хором, Т. Семус — актриса Саратовского театра оперы и балета им. Луначарского. Выпускники училища, впоследствии окончившие Московскую, Ленинградскую, Ростовскую консерватории: Зайнди Хасанов, Магомед Ясаев, Амарбек Димаев, Альви Мазаев - внесли большой вклад в музыкальную культуру не только Чечни, но и всей нашей страны.
В 1987 г. я задумал и осуществил огромный проект, организовав в Лужниках десять концертов артистов из Чечено-Ингушетии. Моя затея просто пугала руководителей Лужников. Даже союзная республика могла с трудом собрать зрителя на один концерт, а я
объявил десять концертов и не ошибся. В этих грандиозных концертах участвовали Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, Народный артист ЧИАССР Мовсар Минцаев, Заслуженная артистка РСФСР Марьям Айдамирова, лауреат Всероссийского конкурса эстрадной песни "Сочи-80" Апти Далхадов, государственный ансамбль танца "Вайнах", фольклорный ансамбль "Илли", эстрадный ансамбль "Зама" и другие артисты и коллективы. Эти концерты прошли на высоком профессиональном уровне, что говорит о прекрасной подготовке вайнахских артистов и их таланте. Даже сегодня, когда в республике нет ни одного очага культуры, у чеченцев столько отличных вокалистов, что ими восхищаются и в Москве, и в соседних с Чечней республиках. И сегодня велико воздействие чеченского музыкального искусства на культуру многих народов. Иосиф Кобзон, Александр Барыкин, Тамара Гвердцетели, Юрий Охочин-ский, Алика Смехова, Алена Резник и многие другие певцы исполняют песни чеченских композиторов. Даже в далекой Америке исполняются песни чеченских авторов. Очень популярная в Лос-Анджелесе певица Сюзанна Тэппер исполняет целую концертную программу на мои стихи.