Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Свои танцы-новеллы он собирал не только в родной Чечено-Ингушетии, но и в Москве, Индии, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, Перу, во Франции и во многих других городах и странах мира, где ему довелось бывать на гастролях.

Визитной карточкой, шедевром и как бы шагом в новый сказочный мир танца на новом витке жизни и творчества М. Эсамбаева является индийский храмовый ритуальный танец стиля Бхарат Натьям "Золотой бог", поставленный в 1957 г. Элеонорой Николаевной Грикуровой, известным балетмейстером, преподавателем студии танца Государственного ансамбля народного танца СССР, руководимого Народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной и Ленинской премий Игорем Александровичем Моисеевым. Она много лет проработала в Индии и хорошо изучила четыре основные школы танца в Дели, Калькутте, Мадрасе и Бомбее. В то время Махмуду уже исполнилось 32 года, а такому сложному, редкому искусству в храмах в Индии учат много лет, потому что такой танец, а точнее, целое философское учение требует большой пластической выразительности, невероятной силы ног и тела. Поэтому Грикурова с большими сомнениями взялась за работу.

Первым исполнителем "Золотого бога", который раньше назывался "Золотой бог Шива", был популярный индийский танцовщик Рам Гопал. В танце повествовалось о том, как проснувшийся бог Шива зорким взглядом замечает все события, происходящие на земле Индии от восхода до захода солнца. И весь этот рассказ передается в танце. Танцующий изображает бога солнца. Начинается танец с того, что он сидит на полу на корточках. Из этого положения необходимо медленно и плавно, как встает утром солнце из-за края земли или, скажем, незаметно для глаз расцветает цветок, подняться за полторы минуты в полный рост. В таком положении танец продолжается в течение шести минут. После этого так же незаметно для глаз за полторы минуты надо войти в первоначальное положение. Самое сложное — правильно подняться и опуститься. Стоит ногам чуть-чуть задрожать или допустить едва заметное резковатое движение - моментально зазвенят чуткие колокольчики, прикрепленные к щиколоткам ног. И все будет испорчено. Весь танец длится девять минут. Танец был выучен за 20 дней, хотя индийские специалисты утверждали, что меньше чем за 8 лет сделать это невозможно.

Премьера танца состоялась в 1957 г. в Москве в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Вот как это выглядело.

Луч света выхватил из темноты сверкающее индийское изваяние. Зазвучала мягкая мелодия... Медленно восходит золотое солнце над безмолвными выжженными равнинами и склонами гор. Золотой бог просит бога неба послать на землю живительную влагу. Пошел дождь, оживилась земля, зашелестели листьями деревья, запели птицы, зацвели сады — обрадовались люди. Но дождь — не может идти вечно. Прекратится дождь — и снова на земле все живое погибнет. Золотой бог молит бога неба послать на землю реки. По благодатной земле Индии величаво и спокойно потекли воды Ганга. Но не всегда спокоен Ганг. Поднимается буря. Вздымаются огромные волны, река выходит из берегов. Ганг затопляет селения, посевы, сады. Но вот буря утихает. Ганг снова входит в свое русло и опять течет спокойно и величаво. Золотой бог уходит, чтобы дать покой уставшей земле. Бог ночи вступает в свои права и окутывает землю голубым сиянием. А завтра снова явится Золотой бог, снова согреет землю своими золотыми лучами... И так будет вечно!

Махмуд опустился опять на корточки, замер, как скульптура. Луч прожектора погас. Я был на этом концерте и помню: зрители устроили бурную овацию Махмуду - еще малоизвестному танцовщику. Все спрашивали, кто он, откуда приехал? Вот тогда впервые вокруг Эсамбаева начали возникать легенды одна сказочней другой: что он индийский принц, великий индийский танцовщик... Премьера танца "Золотой бог" стала театральным событием Москвы. В прессе появилось много хвалебных рецензий. Специалисты, критики искали место новому явлению среди танцевальных, хореографических жанров. А удивляться было чему: "Золотой бог" был миниатюрным балетом или танцем-новеллой. В нем за 9 минут Эсамбаев создал несколько образов: бога солнца, бога ночи.

На Всесоюзном художественном конкурсе и Всемирном фестивале молодежи в Москве за исполнение танца "Золотой бог" М. Эсамбаев был удостоен золотой медали, а за "Таджикский воинственный танец с ножами" в постановке Народной артистки РСФСР Тамары Зейферт и испанский танец с кастаньетами "Булерияс" — серебряных медалей. Танец-новелла "Золотой бог", как и балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан", стал классикой, пользовался неизменным успехом. Другой танец — индийская "Легенда о любви" тоже поставлен балетмейстером Элеонорой Грикуровой для художественного кинофильма "Я буду танцевать!", прототипом главного героя которого был сам М. Эсамбаев. В этом произведении он не только танцует, но и играет драматическую роль самого себя - Махмуда Ишхоева. "Легенда о любви" -это изящная лирика.

Если понимать условный язык этого танца, то можно было бы любоваться не только грациозностью движений, но и изумляться поэтическому рассказу, выраженному с помощью жестов и танца.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru