Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Необходимо упомянуть и о том, что кроме перечисленных композиторов и музыковедов коренной национальности в наших рядах есть и Наталия Викторовна Антоненко, композитор, член Союза композиторов СССР с 1989 г. А это значит, что наша организация расширилась и пополнилась новым членом Союза не только коренной национальности. Наталия Антоненко -председатель нашего творческого Союза.

Н.В. Антоненко родилась в Грозном в 1959 г. Получила образование в Ростовском музыкально-педагогическом институте как композитор. Ей принадлежат сочинения различных жанров, среди них: Концерт для скрипки с оркестром, хоровая сюита на стихи А.С. Пушкина, две комические оперы по Чехову, фортепианные произведения, песни, романсы на стихи местных поэтов. Н.В. Антоненко плодотворно работала в Грозненской музыкальной школе № 1, где вела класс композиции и фортепиано. Среди ее учеников -талантливейший вундеркинд Адлан Тарамов, будущий композитор. Еще один талант — сын нашего певца Зайнди Хасанова, также будущий композитор.

Большой вклад в дело сохранения и развития национального музыкального фольклора внесли Народный артист ЧИАССР Умар Димаев, Народный артист ЧИАССР Валид Дагаев, Султан Магомедов, Супьян Цугаев, Рамзан Паскаев, Идрис Цицкиев, Бауди Сулей-манов, Марьям Айдамирова, Шита Эдисултанов и многие другие, перечислять всех нет возможности, да простят они мне. До нынешних событий в республике развивались все жанры творчества, особенно в музыке, театре, хореографии. Можно смело сказать, если основоположником национальной эстрадной песни был композитор Аднан Шахбулатов, то осваивать и довести жанр вокально-инструментального ансамбля профессионального уровня удалось мне. Наверное, нет надобности подробно останавливаться на этом - вспомним программы ансамбля "Зама", его творческие поиски и весь путь.

Профессиональное искусство чечено-ингушского народа постоянно развивалось. Вспомним наши театральные постановки, достижения в области хореографии, симфонические вечера; мы уже стояли на пороге создания национального балета: Сайд-Эмин Януркаев и я уже работали над созданием балета "Хаджи-Мурат". Было написано либретто оперы "Совдат и Дауд" по А. Хамидову, обозначены основные образцы, подобран тематический материал, намечены голоса. Над этой оперой работал и я, но воплотить замысел в жизнь не удалось, я успел завершить только ораторию "Время — действовать" для большого симфонического оркестра и хора, чтеца и двух солистов — время звучания 55 минут. Либретто я тоже написал. Готовилась опера к постановке в Бакинской филармонии в 1988 г.

Чеченское музыкальное и изобразительное искусство, его влияние на искусство народов России и Закавказья

М. Б. Гешаев

Тема о влиянии чеченского музыкального и изобразительного искусства на искусство России, Грузии, Азербайджана и другие республики бывшего СССР сложная, потому что ни в одной республике не только не хотели ее освещать, но даже не любили упоминать об этом. И тем не менее такое воздействие было и есть до настоящего времени. Мы попытаемся оценить влияние творчества первого чеченского композитора Абдул-Муслима Магомаева на искусство народов не только Советского Союза, но и многих государств. К сожалению, ни в одной энциклопедии не указывается чеченское происхождение знаменитого композитора.

Абдул-Муслим Магомаев родился 18 сентября 1885 г. в с. Старые-Атаги, там же, где и не менее знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев. В г. Грозном прошли юность и становление Абдул-Муслима как музыканта. Здесь он создал свои первые произведения на основе чеченских мелодий: "Маленькая фантазия", "Чеченская пляска", "Песни и танцы Чечни". Но на родине Абдул-Муслим не мог применить свои знания и талант, потому что ни в Грозном, ни тем более в с. Бековичи, где ему пришлось жить и работать, условия для этого еще не сложились. Театр-студия был организован в Грозном лишь в 1933 г.

В 1900 г. Абдул-Муслима зачисляют слушателем Закавказской семинарии в Гори, куда съезжалась молодежь со всего многоязычного и разноликого кавказского края. Зачисленные в семинарию учащиеся жили и учились за казенный счет. А по окончании учебы, которая продолжалась пять лет, выпускники обязаны были отработать этот же срок учителями народных школ. Среди однокашников чеченца оказался и будущий выдающийся композитор Азербайджана Узеир Гаджибеков. Сама судьба свела в стенах Горийской семинарии музыкально одаренных юношей Абдул-Муслима и Узеира, родившихся, кстати, в один и тот же день, месяц и год!

Учеба и пребывание в многонациональной семье учащихся, частые коллективные выезды во время каникул в Тифлис, посещение театров (особенно оперного) помогали развитию творческих способностей, прививали высокий художественный вкус, содействовали межнациональному взаимопониманию. В стенах семинарии начались и продолжались всю жизнь дружба и творческое сотрудничество Муслима Магомаева и Узеира Гаджибекова.

В семинарии преподавали музыку и пение. Игра на скрипке была обязательной для всех. Эти предметы особенно нравились Абдул-Муслиму. Там он научился играть и на гобое. Музыка все больше и больше заполняла его жизнь. Вскоре Муслиму разрешили выступать с концертами в составе духового и струнного оркестров в городском саду и в общественном клубе. Юноша делал такие большие успехи, что ему доверили встать за дирижерский пульт. С тех пор он нередко заменял дирижера.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru