Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Становление чеченской профессиональной музыки, место и роль в этом процессе инонациональных композиторов

С. У. Димаев

Чеченцы и ингуши могут гордиться своим народным творчеством. Правда, собирать, записывать и расшифровывать чеченский фольклор сначала стали представители не коренной национальности, так как у нас не было таких специалистов.

Самым первым собирателем чеченского фольклора следует назвать Абдул-Муслима Магомаева. Он родился в 1885 г. в семье кузнеца-оружейника, уроженца с. Старые Атаги. В доме Магомаевых царила творческая атмосфера: ставились домашние спектакли, звучала музыка, любили танцы, художественную литературу. Старший брат Муслима прекрасно играл на гармони и флейте, увлекался фотографией и живописью, руководил ученическим оркестром в своей школе, позднее преподавал европейские и восточные танцы.

Маленький Муслим был музыкальным, легко и быстро подбирал на гармонике народные мелодии, прекрасно рисовал, пел, танцевал, играл на разных музыкальных инструментах; в Грозненской городской школе овладел игрой на скрипке, участвовал в ученических концертах.

В 1900 г. Муслим поступил учиться в Закавказскую учительскую семинарию в г. Гори. Здесь он подружился с Узеиром Гаджибековым.

М. Магомаев - автор таких сочинений, как оперы "Шах Исмаил", "Нэргиз"; около 15 симфонических произведений разного жанра, незаконченный балет "Дели Мухтар" ("Сумасшедший Мухтар") и ряда других сочинений, которые пока не найдены. Есть сведения, что они хранятся в музее им. М. Магомаева в Баку, что композитор собирал чеченский фольклор, обработал и записал большое количество сочинений, основанных на национальном фольклоре, но сколько их и где они находятся, не установлено.

М. Магомаев на основе записанных им чеченских народных мелодий создает ряд композиций: "Маленькая фантазия", "Попурри из туземных мотивов", "Чеченская пляска", "Песни и танцы Чечни". Но даже в сочинениях, явно основанных на азербайджанском фольклоре, чувствуется мелос, интонация и ритмы чеченского народа. Таким образом, мы можем говорить, что первым профессиональным композитором и собирателем чеченского фольклора был наш земляк Муслим Магомаев.

В дальнейшем собирали чеченский и ингушский фольклор представители других национальностей.

Первый из них — А. А. Довиденко. В 1925 г. была организована научно-исследовательская экспедиция по изучению чеченского и ингушского фольклора, в которой и участвовал Довиденко. Труды этой экспедиции были выпущены в свет в 1926 г. в Москве. Довиденко издал сборник фортепианных пьес, в который вошли 30 народных мелодий и песен.

В 1929 г. композитор Е.К. Колесников из Северной Осетии записал и опубликовал 5 ингушских народных мелодий в сборниках литературного общества.

Неоценимый вклад в дело собирания и изучения чечено-ингушского музыкального фольклора внес Г.Х. Мепурнов, который руководил оркестром и хором Чечено-Ингушского радиокомитета, созданного в 1935 г. Под руководством Мепурнова работали такие музыканты, как два брата-гармониста Димаевы - Умар и Абдул-Азим, Ахмед Эльмурзаев, Йисита Ганукаева, Бауди Сулейманов, Хожа Мандиев и др.

Г.Х. Мепурнов - автор многих профессиональных сочинений для оркестра народных инструментов, а также сочинений для хора радиокомитета. Им написан ряд крупных произведений: "Героическая поэма" (посвященная Асланбеку Шерипову), "Фантазия на чечено-ингушские темы", "Горские эскизы" и др.

С 1936 г. начинается новый этап в развитии национальной музыкальной культуры. Руководителем оркестра народных инструментов в национальном театре становится композитор А.И. Александров. Роль Александрова в деле формирования национальной музыкальной культуры чеченцев и ингушей неоценима. Под его руководством была создана музыка к таким спектаклям, как "Бешто", "Костры на башнях", "Храбрый Кикила", "Бэла", "Красная крепость", "Мирза-усач" и др.

Александр Ильич конечно же не знал чеченский фольклор. Он и Умар Димаев, который работал в его оркестре, буквально ночи напролет засиживались в театре или дома, перебирая весь чеченский фольклор, пока не нащупывали нужную мелодию, чтобы создать музыку на нужную тему. Так родились широко известные в Чечне произведения "Усатый Мирза", "Храбрый Кикила", "Песня Бэлы", "Мы танцуем на базаре" и самое знаменитое произведение - "Нохчийн вальс" ("Чеченский вальс"). Музыка в данном жанре Александрову нужна была, чтобы подчеркнуть интернациональную сцену в спектакле "Красная крепость". Асет Димаева (жена Умара) говорила: «Когда они находили мелодичный материал, Александр Ильич вскакивал со стула и с сияющим лицом восклицал: "Умарик, это то, что нам нужно!" и сразу же приступал к оркестровке». Так родилась музыка "Чеченского вальса", которую спела Роза Багланова впервые по казахстанскому радио на чеченском языке, а слова написал Абдулла Хамидов.

В сборник вошли 53 чеченские народные мелодии и 26 ингушских, в том числе записанные Е.А. Колесниковым, А.М. Халебским, М.М. Бронштейном, Б.И. Шнапером, С. Цугаевым и А. Шахбулатовым.

На основе фольклора Н. Речменский написал такие симфонические сочинения, как "Памяти Асланбека Шерипова", "Старинный чеченский марш", "Ингушское интермеццо".

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru