У хевсуров культура четко ориентирована на выживание через генетический отбор по принципу породистости (джиши). Хевсурам было известно искусственное ограничение рождаемости. Считалось неприличным в первые же три года брака молодым родить ребенка. Хевсурские ущелья никогда не могли прокормить более 5 тыс. жителей. В этих условиях экологические требования вели к отбору, что и породило концепцию джиши.
В этой связи примечательна развитость у хевсур женских культов. Они концентрируются вокруг трех сестер-богинь (Самзимади, Ашекали и Мдзевари). В их честь женщины совершают тайные обряды. Всякие способы лечения, за исключением психических болезней, сосредоточены в руках женщин. Но женщины практически устранены от мужского культа джавари, приближаться к которому девушки с наступлением зрелости не имеют права. Нечто аналогичное бытует у пшавов, исследованных в том же году: в иерархии их божеств после верховного бога стоит Тамара акимдедупали (Тамара – царица врачевания).
Сопоставим хевсурские данные о преобладании породистости у женщины с традициями других народов мира. В культуре анатолийских турок считается, что их женщины выносливее мужчин, потому что "их кровь гуще и сильнее". У африканских туарегов есть пословица, гласящая: "От чрева матери зависят цвет ее ребенка". Имеется в виду вид и здоровье потомства. Такое же воззрение известно на Мадагаскаре. У бирманских качинов внешность и репутация зависят от предков с материнской стороны (кости человек получает по отцовской линии). Представление о женском начале как наделенном особой силой, дающей здоровье, известно народам с архаической культурой. Так, например, эскимосы, фиджийцы и австралийские аборигены обменивались женами. У последних окропление женской мочой известно как универсальное лечебное средство. В этой связи нельзя не вспомнить библейского царя Давида, спасавшегося от старческой дряхлости тем, что он спал между молоденькими девушками.
Наследование этнической принадлежности по матери - древняя еврейская традиция, закрепленная в Талмуде. Этот принцип был известен в средневековой Европе в виде правила наследования аристократического статуса. Так, в ХП в. во французских областях Шампани и Бри существовало правило: "Материнское чрево дает свободу и знатность". У римлян мы находим то же в законе "Ребенок следует за матерью". Геродот (V в. до н.э.) сообщал о ликийцах: "Дети, происходящие от связи гражданки с рабом, считаются знатного рождения. Дети гражданина, хотя и знатнейшего, от чужестранки или наложницы считаются неблагородного происхождения".
Подобных примеров множество. Нужно сказать, что многие из них попали в теоретические сочинения советских авторов, сторонников теории матриархата. В мире это социологическое учение особой популярностью не пользовалось. В нем не было четкого понимания институтов, показывающих приоритет женской линии. Причина в том, что этим фактором интересовались историки, пытавшиеся найти ему оправдание исходя из принципов социально-экономических или политических. На деле, как показывает наш краткий обзор, речь идет об изначальных биологических представлениях. В ходе тысячелетий доказана ведущая роль для здоровья потомков именно материнской линии. Но не только для здоровья, а и для психической конституции, определявшей благородство или неблагородство поведения потомков женщины.
Рассмотренные сквозь призму вайнахской культуры традиции хевсуров и других народов позволяют сделать заключение: уважение женщины, доходящее в вайнахской традиции до настоящего культа материнства, имеет своей основой выработанные культурой механизмы поддержания здоровой генетики этноса. Поэтому чеченскую пословицу "Ищи молодцу семя, а девушке толокно" следует понимать как четкое указание на поиск мужской стороной достойной породистости и видеть адресат ее поиска в женской популяции.
Вайнахская традиция отношения к женщине принадлежит, с мировой точки зрения, к тем культурам, которые выработали высокие принципы человеческой генетики. Охарактеризуем эту традицию.
Первейшая ее черта — почитание женщины во всех ее состояниях. Речь идет не только о матери. Перед беременной женщиной вставали даже старики. Объяснение этого обычая такое: может быть, она родит ребенка, который станет самым достойным мужем и прославит страну.
Вайнахский культ материнства распространяется на интимную сферу жизни мужчины и женщины. Поэтому разрешение или запреты близости диктовались интересами рождения здорового потомства. Культура половой жизни легко восприняла вклад ислама, также уделяющего этой проблеме огромное внимание. Иногда трудно различить в культуре традиционно вайнахский компонент и принесенный исламом.
Считалось, что зачатие должно происходить под утро, с восходом Венеры, так как свет этой звезды через семя отца попадет в утробу матери. Тогда ребенок родится умственно полноценным, с хорошими нравственными задатками.
Уже в девушке видели будущую мать и относились к ней соответственно. Вайнахский культ женщин и материнства оказал свое воздействие на идеал мужчины. В этом идеале на первое место выдвинуты черты отца, кормильца семьи. Многодетный мужчина, хороший семьянин также был окружен почетом. Ему первому доверялось проложить борозду в поле; поручали просеивать зерно, т.е. считалось, что его качества сообщаются зерну или, во всяком случае, не вредят потенциально растительной силе. В старину в Восточной Чечне были известны случаи, когда дочерей выдавали замуж за наемных рабочих из кумыков или ногайцев, если они отличались мужской статью и благородством привычек. Хорошей фамилией считалась только такая, где было много мужчин.