Культура Чечни

Туркаев Х. В.

И казаки бежали в горские аулы и оседали там, что привело даже к образованию целых ветвей (гаьр) русского происхождения в чеченских тейпах. Чеченцы, переселившиеся в русские станицы, не прерывали связи с родиной. Они ездили туда как с торговыми, так и с дипломатическими целями по заданию царских властей, что, безусловно, способствовало сближению народов.

Важной предпосылкой для взаимопроникновения культур, кроме взаимных переселений, оживленных политических и экономических отношений, являлись и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталычество. Чеченцы строго соблюдали обычаи гостеприимства, включавшие в себя целый комплекс правил. Гостю не только давали кров и пищу, но и помогали в его делах, а в случае необходимости защищали с оружием в руках. Гостеприимством чеченцев мог воспользоваться человек любой расы и вероисповедания, в том числе и русский.

Куначество было прекрасным народным обычаем, способствовавшим безопасности контактов и постоянной дружбе между представителями разных национальностей. По словам Л.Н. Толстого, куначество у чеченцев состояло в следующем: «Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно, во-первых, обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. И тогда по древнему обычаю этого народа (который сохраняется только по традиции), становятся друзьями на живот и на смерть, и о чем бы я ни попросил его — деньги, его оружие, все то, что у него есть самого драгоценного, он должен мне отдать, и, равно, я ни в чем не могу отказать ему». Для приема гостей чеченцы, как и другие горцы, содержали специальные помещения в доме или отдельные строения - так называемые кунацкие. Академик Фальк, путешествовавший по Северному Кавказу в 1773 г., пишет об ауле Брагуны, что дома его жителей «гораздо лучше прочих, а особливо небольшая постройка (конак уи), в которой они принимают гостей...».

Куначеские отношения, широко развитые между рядовыми казаками и чеченцами, нашли отражение в чеченском фольклоре. Так, героико-эпическая поэма-илли «Ахмад Автуринский» рассказывает о том, как чеченский молодец сдружился с терским казаком, который, следуя закону дружбы, помогает Ахмаду вывезти его любимую девушку из Кизляра. А в песне «О Тарковском молодце, сыне вдовы, Жуми Акхтулле и казаке» повествуется о союзе чеченских, кумыкских и казачьих молодцов. Объединенные куначеством, они смело вступают в бой с отрядом царского генерала.

Куначеские отношения существовали и между социальными верхами чеченцев и русского населения по Тереку. Документ 1753 г. сообщает, что чеченский князь Алисултан Казбулатов имел куначеские отношения с казачьим атаманом Лукьяном Борисовым; куначеские связи имели кизлярские и чеченские купцы.

Хорошим обычаем, способствовавшим взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков, был обычай аталычества, суть которого состояла в отдаче детей для воспитания в другую семью. Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (русской, арабской), обычаев и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что для взаимовлияния и взаимообогащения культур чеченского и русского (в данном случае в лице казачества) народов существовали определенные условия и предпосылки. К числу их относились оживленные политические и экономические связи, взаимные переселения, взаимозаинтересованность и взаимозависимость в хозяйственной жизни, гостеприимство, куначество и аталычество.

В ходе длительного исторического развития чеченцы выработали передовые по своему времени приемы ведения хозяйства и относительно совершенные орудия труда. Они были идеально приспособлены к местным природным условиям. Не удивительно потому, что казаки, переселившиеся из России на Кавказ, на земли Чечни, переняли у своих соседей орудия труда и приемы ведения хозяйства. Гребенские казаки стали применять в земледелии плуг кавказского типа, молотильные доски, распространенные у горских соседей. Двухколесную горскую арбу казаки называли «чеченской» - колеса к ней, как правило, в XVIII в. они вывозили из Чечни. Казаки переняли у горцев культуру проса, садоводства, виноградарства, а позже и кукурузы. В области скотоводства гребенские казаки переняли у чеченцев породы овец, крупнорогатого скота и лошадей.

Все исследователи терско-гребенского казачьего быта единодушно отмечают влияние горцев на казачество в строительстве жилищ. Хата, построенная казаком, ничем не отличалась по наружному виду от «туземной» сакли и имела глиняную или камышовую плоскую крышу, глинобитный пол, а стены делались из турлука (плетенный из хвороста каркас), обмазанного глиной. Данное описание казачьей хаты сходно с описанием чеченской сакли XVIII в., сделанным русским агентом в 1758 г.: «сделаны дома из турлуков же, вымазаны глиной и крыты плетнями и камышом, а сверху землею».

Обстановка казачьих жилищ была также перенята у горцев. В 1740 г. анонимный автор «Описания гребенских казаков» указывал, что казаки «чуланов не имеют, и делают широкие лавки, которые по-азиатскому (манеру) обыкновенно в подобие полатей, только весьма низкие, в довольных постелях и подушках».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru