Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Подобным историческим, этническим мостом между населением древнего хуррито-урартского мира и собственно вайнахами с Центрального Кавказа были и другие племена и общины.

Урарты не были полностью ассимилированы армянами, они на протяжении столетий продолжали жить самостоятельной жизнью как в Центральном Закавказье, так и на Черноморском побережье. Часть урартских племен слилась со временем с доминирующими этносами. Но другая часть сохраняла себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние чеченцы, ингуши и другие народы, сумевшие выжить в ущельях древнего Кавказа.

Малоизученная, но изобилующая достоверными данными история нахов в период между хуррито-урартскими царствами в Передней Азии и новонахскими государственными образованиями времен монголо-татарского нашествия свидетельствует о том, что нахи практически стали основой для возникновения в Центральном Кавказе новых народов и этнических групп. Так, нахский этнос лежит в основе возникновения осетин, хевсуров, двалов, сванов, тушин, удин и других племен и народов. Историк Багратиони Вахушти (1696-1771) утверждал, что кахетинцы считают своими предками дзурдуков, глигвов и кистов.

Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны Хребта в начале и в первой половине I тысячелетия, - это эры, дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды. Различные авторы иногда давали этим племенам собирательное название, например: дзурдзуки, нахчматеане, кисты.

Будет ошибкой, однако, предполагать, что различные хуррито-нахские и близкие к ним племена и общины оказались в Центральном и Восточном Закавказье только после распада Урарту - последнего, самого мощного царства хурритов. Академик Г.А. Меликашвили утверждает, что «быстрое освоение этих земель (закавказских), превращение их в органическую часть империи в немалой степени было обусловлено тем, что урартцам здесь приходилось иметь дело с населением, стоящим в этническом отношении близко к населению центральных областей Урарту».

И все-таки достоверные следы проживания хуррито-нахских племен в Закавказье со своими названиями и конкретными местами нахождения мы обнаруживаем только после распада Урартского царства. Возможно, это объясняется отсутствием письменных источников в то отдаленное время. Но в самом древнем письменном источнике от Леонти Мровели мы находим фразу IV в. до н.э.: «Вслед за этим (т.е. после нашествия войск Александра Македонского на Картли. - Авт.) вновь пришли племена халдейские, и они также обосновались в Картли».

Представляется очевидным принадлежность урартских эров -одного из самых крупных племен в государстве Урарту - к хуррито-нахам. Именно с эрами, которые были, возможно, самыми могущественными племенами в Урарту, связаны названия Эребуни - жилище эров; бун - по-чеченски жилище; Ерасх(и) - река эров. «хи» -хуррито-нахский специальный формант, образующий гидронимы.

Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что переводится как «равнинная река». Река, которая протекала по территории при черноморских хурритов (махелоны, халибы), называлась и до сих пор называется Чорохи, что переводится как «внутренняя река» или «река страны». Терек в древности носил название Ломехи, т.е. «горная река». Современная р. Лиахви в Южной Осетии осетинами называется Леуахи, т.е. по-нахски - «ледниковая река». Название Ерасхи семантически дополняет этот ряд и допускает такой перевод - «эров река». У Леонти Мровели названо «море Оретское» как один из рубежей «страны Таргамоса». В древнеармянской версии труда Мровели это название передано как «море Эрета» (Ерета). Из текста ясно, что под этим названием подразумевается не Черное, не Каспийское моря, поэтому мы рискуем предположить, что под «морем Эрета» подразумевалось в древности оз. Севан.

В тех районах, где Араке (Ерасхи) протекал по местам обитания эров, уже в эпоху Армянского царства располагался говорк (округ) Ераз, находилось, ущелье Ерасх (Ерасхадзор, где дзор - ущелье) и там же располагалась вершина Ерасхадзора). Любопытно, что неподалеку от этой вершины упоминается община Нахчрадзор, т.е. община ущелья Нахчра. Очевидно, что «нахчра» перекликается с самоназванием чеченцев - нахчо.

В самом начале I тысячелетия наиболее крупное племенное сообщество на Кавказе - кахетинское со всех сторон было окружено нахоязычными племенами и общинами. С юга к нему примыкали нахоязычные цанары, с запада - нахоязычные двалы, с востока - нахоязычные эры (жившие и в самой Кахетии), а с севера - нахоязычные дзурдзуки. Что касается племени кахов, давших название Кахетии, то это - часть нахоязычных тушин, жившая в равнинной части исторической Тушетии и называвшая себя кабацкой, а свою территорию - Ках-Баца.

Нахоязычными были также закавказские племена - табалы, туали, тибарены, халды. Мы коснулись одного небольшого, но весьма актуального и спорного в научных кругах отрезка этнической истории предков чеченцев и ингушей.

Русская и советская историография древней и средневековой материальной и духовной культуры чеченцев

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru