Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Характеризуя второй этап археологического изучения Чечни, следует отметить, что он был самым плодотворным как в плане открытий и археологических исследований многих памятников Чечни, так и в написании крупных и серьезных научных трудов по ним.

III этап. 29 сентября 1970 г. скоропостижно скончался неутомимый руководитель СКАЭ профессор Е.И. Крупное. После этой тяжелой утраты СКАЭ работала еще два года (в 1971 и 1975 гг.) под руководством В.И. Козенковой. Таким образом, III этап начинается в 1972 г. и продолжается до 1990 г. В этот период археологическое изучение республики велось силами местных археологов, выросших на базе СКАЭ, - отрядами Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, социологии и филологии и Чечено-Ингушского госуниверситета под руководством М.Б. Мужухоева, В.Б. Виноградова, РА. Даутовой, С.Л. Дударева, В.А. Петренко, Х.М. Мамаева, М.Х. Ошаева, С.Н. Савенко, Р.Д. Арсанукаева, М.Х. Багаева и др. Ими открыты и в определенной степени изучены десятки археологических памятников с древнейших времен до XVIII в. Московские ученые (Р.М. Мунчаев, В.И. Марковин, В.И. Козенкова, М.П. Абрамова) продолжают свои исследования по истории материальной культуры вайнахов. Опубликованные ими монографии и статьи вместе с работами местных ученых позволяют утверждать, что Чечня и Ингушетия перестали быть белым пятном на археологической карте Северного Кавказа, хотя, как верно замечает В.И. Марковин, сейчас трудно что-либо конкретное сказать об эпохе камня и энеолита на территории Чечено-Ингушетии, ибо памятники их почти не изучены. Однако все остальные периоды прекрасно археологически изучены. При этом особо хочу отметить заслуги крупнейших кавказоведов докторов исторических наук Е.И. Крупнова, Р.М. Мунчаева, В.И. Марковина, В.И. Козенковой, М.П. Абрамовой, М.Б. Мужухоева, В.Б. Виноградова, С.Л. Дударева. Благодаря их усилиям ученому миру достойно представлены древние и средневековые страницы истории вайнахов, определенная непрерывность исторического процесса начиная с VI тысячелетия до н.э.  по настоящее время. Стало очевидным, что древние вайнахи имели свою самобытную культуру и говорили на едином для многих племен Северного Кавказа VII-VI тысячелетий до н.э. прасеверокавказском языке, который на рубеже V-IV тысячелетий до н.э. распался на западно-кавказские (абхазо-адыгская семья) и восточно-кавказский (нахско-дагестанская семья) языки. К последней семье языков принадлежал и хуррито-урартский, отделившийся от своей основы не позже IV тысячелетия до н.э. и переместившийся в Закавказье и Малую Азию вместе со своими носителями - хуррито-урартами. В III тысячелетии до н.э. распался и пранахско-дагестанский язык, а во II-I тясячелетиях до н.э. происходит его дальнейшая дифференциация. Естественно, что носителями этих языков были предки сегодняшних народов Дагестана и Чечни. Эти же народы имеют прямое отношение к формированию на Кавказе таких археологических культур, как раннеземледельческая, куро-аракская, майкопская, каякентско-харачоевская, мугерканская, гинчинская, зандакская, кобанская. Следовательно, вайнахи - подлинные аборигены Кавказа, что подтверждается многочисленными памятниками эпохи раннего и позднего средневековья. Например, большое число памятников V-XII вв. открыты и исследованы у селений Алхан-Юрт (городище), Курен-Беной и Ахкинчу-Барзой (поселение), Алхазурво (поселение), Ялхой-Мохк (поселение), а также могильники у селений Рагета, Харачой, Ножай-Юрт, Мартан-Чу, Дай, Ольгиты и т.д.

Все поселения и городища основаны на местах, где окружающие земли удобны для возделывания и находятся на равнинной части республики и расположены в бассейнах рек Терек, Сунжа, Асса, Мартан, Шалажа, Аргун, Басе, Мичик, Аксай и др. (за редким исключением, таких, как Ялхой-Мохкское, Ножай-Юртовское, Дачу-Барзойское, Цеча-Ахкинское и нескольких других). Многие из этих памятников, а их более 150, многослойны. В толщах из культурных слоев имеются материалы VI-IV вв. до н.э.; IV в. до н.э. - IV в. н.э.; V-ХII вв.; XII-XVI вв. Все бытовые памятники Чечни и Ингушетии VI в. до н.э. - XII в. н.э. хорошо спланированы. Например, так называемые рядовые городища возникали на месте древних поселений путем возведения на остатках последних искусственных укреплений. Располагались они, как правило, на естественно укрепленных холмах и на высоких речных берегах, валы у них отсутствуют, но хорошо прослеживаются рвы.

Другая группа - городища с цитаделями. Во-первых, они особо примечательны не только наличием цитадели, но и делением всего городища на 2-4 части, которые в единой композиции составляют отлично укрепленный комплекс оборонительных сооружений; во-вторых, они по масштабам намного крупнее; в-третьих, в них сочетаются рвы и валы; в-четвертых, у въездов в городище сооружены форпосты; в-пятых, к этим городищам примыкают так называемые поселения-посады. Надо полагать, что такие фортификационные сооружения возникают в IV в. Е.И. Крупнов пишет, что возникновение фортификационных сооружений на старых неукрепленных поселениях Северного Кавказа с конца IV в. связано с заметно усилившимся процессом социально-экономической дифференциации местного общества, а также с изменением средств войны, обороны и быта. Хорошо известно, что древние вайнахи испытали нашествие скифов (VI-IV вв. до н.э.), аорсов, сираков, сарматов, алан, гунов (IV в. до н.э. - VII в. н.э.), монголо-татар (ХII-ХIV вв.). В такой обстановке каждый поселок превращался в укрепленную крепость, имея уже более сложную планировку - детинец, цитадель, посад, селище, подобно древнерусским городищам. Это была последняя и наиболее развитая форма планировки раннесредневековых городищ, иначе - раннефеодальных городов.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru