Культура Чечни

Туркаев Х. В.

М. Х. Багаев

Нет необходимости доказывать сегодня, что вайнахи - аборигены Кавказа, ибо вся историография истории чеченцев и ингушей с XVIII в. и по настоящее время посвящена этой непреложной истине. Вместе с тем, хотя о древних вайнахах писали еще античные авторы (Геродот - V в. до н.э., Страбон - I в. до н.э. - I в. н.э.), а также армянские и грузинские источники VII-ХII вв., почти до конца XVIII в. в руках ученых и краеведов находились очень скудные данные о древней и средневековой Чечне. Историческая наука, обязанная своим пробуждением Ренессансу, в России стала развиваться только в XVIII в., особенно с открытием Российской академии наук. Царское правительство, преследуя свои политические цели, приступило к ознакомлению с Кавказом, организуя через Академию наук первые кавказские экспедиции. В этом Россия не была уникальной. Например, в Западной Европе интерес к истории Египта и его древностям усилился после завоевательной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет в 1798-1801 гг., в состав которой входили более 200 ученых - представителей разных направлений науки. Они собрали богатейший материал, вошедший затем в 48-томное издание. На эти материалы опирались, в частности, колонизаторы при управлении Египтом.

С 1770 по 1794 г. Чечню посетили академики И.А. Гильденштедт и П.С. Паллас, а в начале XIX в. здесь побывал еще один академик - Г.Ю. Клапрот. Однако первые археологические раскопки на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, начались лишь в 1849 г. Их провел А. Фиркович. После этого интерес к археологическим памятникам Кавказа резко возрастает, особенно с 1859 г., когда при императорском дворе создается социальная Археологическая комиссия. В 1871 г. известный в то время кавказовед А.П. Берже представил II Всероссийскому археологическому съезду записку об археологии Кавказа. В то время это была сенсация. Но тем не менее, как отмечает Е.И. Крупнов, «поворотным моментом в изучении археологии Северного Кавказа явился V Археологический съезд, состоявшийся в 1881 г. в Тифлисе. Его влияние, на общее развитие историко-археологического и этнографического изучения всего Кавказа в дореволюционный период России было исключительно велико». В частности, начался бурный процесс накопления археологических материалов благодаря ученым, работникам музеев, краеведам и коллекционерам - Г.Д. Филимонову, В.Б. Антоновичу, А.С. и П.С. Уваровым, А.А. Руссову, Д.Я. Самоквасову, В.Д. Долбежеву и др. Сегодня собранные ими археологические коллекции хранятся в музеях Москвы (Государственный Исторический музей - ГИМ), Петербурга (Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии), Тбилиси, Владикавказа, Нальчика, Махачкалы. Были они и в краеведческом музее г. Грозного, но война их полностью уничтожила.

В 1886 г. в Чечне работала экспедиция Московского археологического общества, организованная В.Ф. Миллером. Она изучала в горах Чечни средневековые архитектурные памятники. Спустя два года, в 1888 г., археологические исследования в Чечне провел председатель Археологической экспедиции А.А. Бобринский. Им были обследованы окрестности сел Алхан-Юрт, Алхан-Кала, Урус-Мартан, Кулары и др.

В то же время археологические раскопки и коллекционирование древних вещей проводит представитель местной военной администрации - помощник начальника Грозненского военного округа Н.С. Семенов.

В первые годы XX в. раскопки в Чечне проводит секретарь Терского областного статистического комитета Г.А. Вертепов близ селений Урус-Мартан, Ани-Ирзо, Байси-Ирзо. Добытые при этом археологические коллекции ныне хранятся в Эрмитаже. Наиболее интересные материалы из этих комплексов опубликованы в 1950 г. О.А. Артамоновой-Полтавцевой.

Наконец, в предреволюционные годы (до 1917 г.) небольшие археологические раскопки в Чечне проводил старший адъютант Управления Сунженского отдела Терской области подъесаул Ф.С. Панкратов, а результаты своих работ он опубликовал под псевдонимом Ф.С. Гребенец.

Таков беглый обзор археологического изучения Чечни в досоветский период. Все это время можно охарактеризовать как период накопления разновременных археологических источников по древней и средневековой материальной и духовной культуре вайнахов.

В 1941 г. Е.И. Крупное писал, что до самых последних лет по раскопкам археологических объектов Чечено-Ингушетия занимала одно из последних мест среди других республик Северного Кавказа и представляла собою почти белое пятно на археологической карте Кавказа. Слабая изученность края была очевидна. Можно без всякого преувеличения сказать, отмечал Е.И. Крупное, что до последнего времени мы почти не знали материальных источников по его древнейшей истории. А те немногочисленные историко-археологические экспедиции, которые посетили территорию современной Чечни и Ингушетии в дореволюционный период начиная с XVIII в., задач планового и систематического изучения края не преследовали.

Начиная с 1920-х годов в Чечено-Ингушетии разворачиваются широкие археологические разведки и раскопки, в основу которых был положен тщательно разработанный план, составленный на несколько лет. В связи с этой ориентацией археологов Е.И. Крупное писал, что без археологии нельзя успешно решать такие сложные исторические проблемы, как:

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru