Культура Чечни

Туркаев Х. В.

1)  развитие древнейших культур и формирование племен и народностей;
2) установление времени и условий распада родовых связей и зачатков государственности;
3) состояние форм хозяйства, степень и характер развития ремесла, обмена и торговли;
4) вопросы религии и т.д.

В годы существования СССР началось планомерное и всестороннее осмысление истории вайнахов. В частности, археологическое изучение территории Чечни и Ингушетии, проведенное в то время, можно условно разбить на три этапа:

I этап - с 1920 по 1940 г. За это время благодаря усилиям таких ученых и краеведов, как М.И. Артамонов, А.П. Круглов, Л.П. Семенов, Е.И. Крупнов, А.В. Мачинский, Г.В. Подгаецкий, Н.Ф. Яковлева, И.П. Щеблыкин, А.А. Захаров, М. Акбулатов, Х.Д. Ошаев, открыто и частично исследовано значительное число памятников. Важнейшим итогом этого периода стало широкомасштабное исследование могильника эпохи бронзы у с. Харачой А.П. Кругловым. Он назвал его памятником каякентско-харачоевской культуры. По справедливому замечанию В.И. Марковина, каякентско-харачоевская культура всеми своими элементами непосредственно связана с наиболее древними пластами. В то же время локально-племенные особенности усиливаются. А.П. Круглов вполне закономерно делил памятники культуры на западную и восточную группы, отмечая их специфичность. Эти группы могли быть оставлены протовайнахским и протодагестанским населением.

II этап - с 1946 по 1971 г. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны созданная под руководством Е.И. Крупнова Северокавказская археологическая экспедиция (СКАЭ) Института археологии АН СССР, ГИМ, местных музеев и научных учреждений развертывает широкомасштабные стационарные и разведочные работы в Грозненской области до 1957 г., а с 1957 г. - в Чечено-Ингушской АССР. В основу всех полевых изысканий СКАЭ была положена разработанная коллективом экспедиции (Е.И. Крупнов, Л.П. Семенов, а позже Р.М. Мунчаев, В.И. Марковин) основополагающая программа, охватывающая ряд частных вопросов и общих проблем по истории края с древнейших времен до XIX в. Свою работу СКАЭ выполняла силами нескольких отрядов, руководимых Р.М. Мунчаевым, В.И. Марковиным, О.В. Милорадович, Т.М. Минаевой, В.И. Козенковой, В.Б. Виноградовым, С.Ц. Умаровым, М.Х. Ошаевым, М.Б. Мужухоевым и М.Х. Багаевым. Итоги деятельности экспедиции изложены в научных отчетах, в различных монографиях, брошюрах, статьях, публикациях, одно лишь перечисление которых заняло бы десятки страниц.

В библиографии мы называем наиболее важные. Они послужили основой при написании соответствующих глав I тома «Очерков истории Чечено-Ингушской АССР».

Работа экспедиции ознаменовалась открытием новых и исключительно важных памятников погребального и бытового характера, систематическое изучение которых привело к выделению или подтверждению отдельных археологических культур. Более того, наметилась четкая хронологическая шкала и стало возможным соответствующие памятники отнести к эпохам палеолита, мезолита, бронзы (ее ранний период - III тысячелетие до н.э.; развитый период -II тысячелетие до н.э., который вошел в северокавказскую археологическую культуру, и период поздней бронзы - рубеж II-I тысячелетий до н.э., его памятники в свою очередь подтвердили правомерность наличия в Чечне и Дагестане каякентско-харачоевской культуры); к эпохе железа (ХII-IV вв. до н.э.), представленной кобанской культурой, в восточный вариант которой входит Чечня; к сарматскому периоду (конец IV в. до н.э. - IV в. н.э.); к раннему (V-ХII вв.) и позднему (конец XII - первая половина XVIII в.) средневековью.

В настоящее время исследованные в республике памятники III-I тысячелетий до н.э. с твердой уверенностью можно поставить в один ряд с крупнейшими синхронными памятниками Грузии, Армении, Азербайджана, Дагестана, Кубани и даже древней Месопотамии, например, поселения и могильники у селений Бамут, Сержень-Юрт, Мужичи, Курчалой, Харачой, Гатын-Кале, Саади-Котар, Зандак и др. Р.М. Мунчаев установил определенное культурное единство древнейших племен, населявших в III тысячелетии до н.э. Северный Кавказ и Закавказье. Он давно поставил вопрос: не является ли это общекавказское единство энеолитической культуры IV-III тысячелетий до н.э. отражением древнейшего кавказского этнического субстрата, на базе которого впоследствии оформилась иберийско-кавказская языковая семья?

Комплексно изучив памятники Кавказа, в том числе Чечни и Ингушетии, Р.М. Мунчаев доказал наличие тесных связей и взаимоотношений между основными культурами раннебронзового века Кавказа. Этот тезис получил свою дальнейшую поддержку и разработку в трудах дагестанских ученых. Так, например, М.Г. Гаджиев и А.Г. Магомедов отмечают, что, по данным археологии, северо-восточно-кавказская этнокультурная общность формируется в неолите и энеолите (V-IV тысячелетия до н.э.). В эпоху ранней бронзы (четвертая четверть IV тысячелетия до н.э. - конец третьей четверти III тысячелетия до н.э.) это единство сохраняется. Выделение Северо-Восточного Кавказа как особого этнокультурного региона подтверждается и данными нахско-дагестанских языков, как подчеркивают дагестанские ученые. М.Г. Гаджиев и А.Г. Магомедов с уверенностью пишут, что тезис о генетическом родстве языков восточно-кавказской (нахско-дагестанской) группы признаётся безоговорочно всеми исследователями.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru