По-видимому, только для Ингушетии характерны узорчатые росписи охрой, покрывающие башенные фасады и нанесенные прямо на камни (селения Харпе, Таргим, Эгикал и др.).
На стенах вайнахских башен довольно часто можно видеть каменные вставки с выбитыми изображениями - петроглифы. Они могут быть нанесены на лицевые стороны арочных камней и блоки, обрамляющие проемы. Иногда такие камни вмонтированы в кладку вне симметрии и ритмики зданий, нарушая их архитектонику. Очевидно, будучи своеобразно закодированными рассказами и молениями, петроглифы должны были не просто украшать стены зданий, а особым образом привлекать внимание зрителей. В этом и заключена их архитектурная особенность. Созерцая петроглифы, средневековый зритель настраивался на эмоционально более глубокое восприятие данной постройки. Предположительно, петроглифы содержали некоторые данные о хозяевах башни, расшифровка которых сейчас уже почти невозможна.

Образцы петроглифов: 1-2, Малхиста, боевая башня в Цой-Педе; 3-е. Верхний Кокадой, жилая башня; 4-е. Хархарой, боевая башня
Конечно, петроглифы набором составляющих их элементов, композиционным положением этих элементов и часто виртуозностью их исполнения привносят в декоративный облик построек значительную долю эмоциональной настроенности, о которой здесь уже говорилось. Однако, не являясь конструктивной частью зданий, они не обязательны для каждого сооружения. Их появление на стенах построек могло быть связано только с индивидуальной (личной), семейной и тейповой (условно-фамильной) историей владельцев башен, вот почему набор петроглифов на постройке имеет свой особый, неповторимый характер.
Среди петроглифов можно выделить "обязательные" камни. Это изображение кисти руки - "пятерни". Наши информаторы называли их "рукой мастера", возводившего здание. Однако не всегда ясен смысл, вкладываемый в такой простой мотив, как "рука мастера": ведь иногда она изображена пальцами вверх, а то вниз, направо или налево. Вот и возникает вопрос: положение руки в ту или иную сторону не меняет ли значения петроглифа? Это требует выяснения.
Довольно ясен смысл спиралевидных и солярных (солнечных) начертаний. Солнце, в воззрениях вайнахов, равно Богу и от петроглифов с подобными изображениями они, видимо, ожидали ниспослания благополучия на жильцов башни. Разбор отдельных мотивов петроглифического характера не входит в задачу этой статьи. К тому же петроглифы только начали изучать, и вдумчивого исследователя, хорошо владеющего местной фольклористикой, здесь ждут настоящие открытия.
Подобные исследования необходимы и при изучении склепов, святилищ и прочих построек. Каждое из таких сооружений, несомненно, обладает своим специфическим набором декоративных элементов, и их необходимо изучить. Это могло бы помочь при создании полновесной истории архитектуры вайнахов.
Можно надеяться, что со временем в Чечне и Ингушетии будут восстановлены, отреставрированы башенные постройки и к ним будут относиться с той трогательной бережностью, как еще совсем недавно местные жители относились к старым людям. Средневековые сооружения - хранители древних преданий - вполне заслужили такое отношение.
Об этнической истории вайнахов
С.-Х. М. Нунуев
Современные вайнахи (чеченцы и ингуши) - это потомки древних переднеазиатских и закавказских цивилизаций, представлявших многие материальные и духовные культуры. Каким образом далекие предки вайнахов перешли Главный Кавказский хребет и осели в его северных долинах? Разные источники проливают свет на этот процесс.
Главный и наиболее достоверный среди них - это «Картлис Цховреба» («Житие Грузии») - свод грузинских летописей, приписываемых Леонти Мровели. В них отмечается роль дзурдзуков в исторических процессах Закавказья в I тысячелетии до н.э. Очевидно, что большая часть этих летописей появилась в конце I тысячелетия до н.э. Это повествование свидетельствует о том, что далекие предки вайнахов играли весьма заметную политическую роль во всем Закавказье и на Северном Кавказе. В летописях отмечается, что самым именитым и могущественным из всех детей Кавказоса (легендарный предок всех коренных народов Кавказа) был Дзурдзук. Это к дзурдзукам обратился первый грузинский царь Фарнаваз с просьбой о помощи, когда хотел утвердиться на престоле в борьбе с раздробленными эриставствами (феодальными княжествами). Союз дзурдзуков с иберами и картвелами был укреплен браком Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.
Именно дзурдзуки, свидетельствует «Картлис Цховреба», как наиболее могущественный этнос, неоднократно восстанавливали Фарнаваза на престоле, после того как против него ополчались князья и свергали его с престола.
Восточные хурритские племена государства Урарту, проживавшие у оз. Урмия, назывались матиенами. В «Армянской географии» раннего средневековья предки чеченцев и ингушей известны как нахчматеане. На берегу оз. Урмия находился г. Дурдукка, поэтому этнонимика стала называть перекочевавшие оттуда нахские племена в Закавказье дзурдзуками (дурдуками). Матиены, нахчматеане, дзурдзуки - это одни и те же нахские племена, которые на протяжении долгого исторического периода оставались на виду, сохраняли свой генетический код, этнический облик, обеспечивали преемственность традиций, культуры, образа жизни.