Культура Чечни

Туркаев Х. В.

По-видимому, только для Ингушетии характерны узорчатые росписи охрой, покрывающие башенные фасады и нанесенные прямо на камни (селения Харпе, Таргим, Эгикал и др.).

На стенах вайнахских башен довольно часто можно видеть каменные вставки с выбитыми изображениями - петроглифы. Они могут быть нанесены на лицевые стороны арочных камней и блоки, обрамляющие проемы. Иногда такие камни вмонтированы в кладку вне симметрии и ритмики зданий, нарушая их архитектонику. Очевидно, будучи своеобразно закодированными рассказами и молениями, петроглифы должны были не просто украшать стены зданий, а особым образом привлекать внимание зрителей. В этом и заключена их архитектурная особенность. Созерцая петроглифы, средневековый зритель настраивался на эмоционально более глубокое восприятие данной постройки. Предположительно, петроглифы содержали некоторые данные о хозяевах башни, расшифровка которых сейчас уже почти невозможна.

Образцы петроглифов: 1-2, Малхиста, боевая башня в Цой-Педе; 3-е. Верхний Кокадой, жилая башня; 4-е. Хархарой, боевая башня

Образцы петроглифов: 1-2, Малхиста, боевая башня в Цой-Педе; 3-е. Верхний Кокадой, жилая башня; 4-е. Хархарой, боевая башня

Конечно, петроглифы набором составляющих их элементов, композиционным положением этих элементов и часто виртуозностью их исполнения привносят в декоративный облик построек значительную долю эмоциональной настроенности, о которой здесь уже говорилось. Однако, не являясь конструктивной частью зданий, они не обязательны для каждого сооружения. Их появление на стенах построек могло быть связано только с индивидуальной (личной), семейной и тейповой (условно-фамильной) историей владельцев башен, вот почему набор петроглифов на постройке имеет свой особый, неповторимый характер.

Среди петроглифов можно выделить "обязательные" камни. Это изображение кисти руки - "пятерни". Наши информаторы называли их "рукой мастера", возводившего здание. Однако не всегда ясен смысл, вкладываемый в такой простой мотив, как "рука мастера": ведь иногда она изображена пальцами вверх, а то вниз, направо или налево. Вот и возникает вопрос: положение руки в ту или иную сторону не меняет ли значения петроглифа? Это требует выяснения.

Довольно ясен смысл спиралевидных и солярных (солнечных) начертаний. Солнце, в воззрениях вайнахов, равно Богу и от петроглифов с подобными изображениями они, видимо, ожидали ниспослания благополучия на жильцов башни. Разбор отдельных мотивов петроглифического характера не входит в задачу этой статьи. К тому же петроглифы только начали изучать, и вдумчивого исследователя, хорошо владеющего местной фольклористикой, здесь ждут настоящие открытия.

Подобные исследования необходимы и при изучении склепов, святилищ и прочих построек. Каждое из таких сооружений, несомненно, обладает своим специфическим набором декоративных элементов, и их необходимо изучить. Это могло бы помочь при создании полновесной истории архитектуры вайнахов.

Можно надеяться, что со временем в Чечне и Ингушетии будут восстановлены, отреставрированы башенные постройки и к ним будут относиться с той трогательной бережностью, как еще совсем недавно местные жители относились к старым людям. Средневековые сооружения - хранители древних преданий - вполне заслужили такое отношение.

Об этнической истории вайнахов

С.-Х. М. Нунуев

Современные вайнахи (чеченцы и ингуши) - это потомки древних переднеазиатских и закавказских цивилизаций, представлявших многие материальные и духовные культуры. Каким образом далекие предки вайнахов перешли Главный Кавказский хребет и осели в его северных долинах? Разные источники проливают свет на этот процесс.

Главный и наиболее достоверный среди них - это «Картлис Цховреба» («Житие Грузии») - свод грузинских летописей, приписываемых Леонти Мровели. В них отмечается роль дзурдзуков в исторических процессах Закавказья в I тысячелетии до н.э. Очевидно, что большая часть этих летописей появилась в конце I тысячелетия до н.э. Это повествование свидетельствует о том, что далекие предки вайнахов играли весьма заметную политическую роль во всем Закавказье и на Северном Кавказе. В летописях отмечается, что самым именитым и могущественным из всех детей Кавказоса (легендарный предок всех коренных народов Кавказа) был Дзурдзук. Это к дзурдзукам обратился первый грузинский царь Фарнаваз с просьбой о помощи, когда хотел утвердиться на престоле в борьбе с раздробленными эриставствами (феодальными княжествами). Союз дзурдзуков с иберами и картвелами был укреплен браком Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.

Именно дзурдзуки, свидетельствует «Картлис Цховреба», как наиболее могущественный этнос, неоднократно восстанавливали Фарнаваза на престоле, после того как против него ополчались князья и свергали его с престола.

Восточные хурритские племена государства Урарту, проживавшие у оз. Урмия, назывались матиенами. В «Армянской географии» раннего средневековья предки чеченцев и ингушей известны как нахчматеане. На берегу оз. Урмия находился г. Дурдукка, поэтому этнонимика стала называть перекочевавшие оттуда нахские племена в Закавказье дзурдзуками (дурдуками). Матиены, нахчматеане, дзурдзуки - это одни и те же нахские племена, которые на протяжении долгого исторического периода оставались на виду, сохраняли свой генетический код, этнический облик, обеспечивали преемственность традиций, культуры, образа жизни.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru