Грозный

Кадиев Д. А.

В библиотеке бывали крупные политические деятели. В период 1904-1905 годов ее не раз посещал И. Т. Фиолетов (один из 26 бакинских комиссаров). Прибыл он в Грозный для создания и укрепления Грозненской организации РСДРП и сплочения рабочих вокруг большевистской партии. Фиолетов руководил двумя всеобщими забастовками грозненских рабочих - декабрьской 1904 года и январско-февральской 1905 года. Был здесь и видный большевик К. Б. Осипов, направленный из Баку для партийной работы среди нефтяников. В январе 1906 года заочно приговоренного к смертной казни Ноя Буачидзе укрывал от полиции и помогал ему в революционной работе К. И. Бакрадзе.

15 июня 1906 года началась самая крупная забастовка рабочих Грозного. Ею руководил избранный стачечный комитет во главе со слесарем Старых промыслов В. В. Ивановым. Рабочие предъявили нефтепромышленникам тридцать три требования. Нефтепромышленники сопротивлялись. Забастовка длилась ровно месяц, фирмы терпели колоссальные убытки. Забастовка закончилась победой рабочих. Рабочие добились 8-часового рабочего дня (вместо 10-12 часов), чего тогда еще не было и в крупных промышленных центрах России. 13 июля 1906 года последнее заседание представителей стачечного комитета прошло в помещении общественной библиотеки.

Годы и события почти не тронули это здание.

Проспект Революции, д. 16

Растет добыча нефти, вместе с ней и город. Город растет ввысь... Нынче, когда мы слышим такую фразу, перед глазами встают высотные дома, все чаще и чаще появляющиеся в последнее время в различных концах Грозного. Наверное, и они когда-нибудь перестанут удивлять и уйдут в историю, как ушел в историю первый в нашем городе двухэтажный дом, ставший теперь памятником архитектуры XIX века.

Речь идет о здании на проспекте Революции, в котором когда-то размещался Институт усовершенствования учителей. А построено оно было в 1897 году по проекту инженера Голубинского. Интересная деталь: для того чтобы выложить сложный фасад архитектурной кирпичной кладкой, из Владикавказа приглашали артель каменщиков во главе с искусным строителем Ф. Каратеевым.

Время, безусловно, наложило отпечаток на архитектуру зданий. Красный кирпич вытеснили железобетонные блоки и панели, алюминий и сталь, стекло. Наверное, поэтому дом № 16, о котором мы рассказываем, и есть отзвук старины, памятник строителям ушедших веков. А строилось это здание под частную лечебницу двумя молодыми врачами - гинекологом А. Ф. Рогожиным и терапевтом В. П. Шаковым. Здесь велось амбулаторное лечение, был и стационар с родильным отделением. Будущих матерей привозили сюда в черной лакированной карете, запряженной парой гнедых. Плата за лечение бралась непомерно высокая - от 2 до 7 рублей в день. Для сравнения скажем, что рабочий в то время получал от 9 до 20 рублей в месяц. Понятно, что этой первой лечебницей могли пользоваться только состоятельные горожане. А основная трудовая масса вынуждена была прибегать к услугам всяких знахарей и шарлатанов.

После установления в Грозном Советской власти частная лечебница Рогожина была национализирована. В ней разместилась Центральная городская поликлиника. Здесь работали известные врачи: окулист Н. С. Киселев, хирург С. В. Несмеянов, гинеколог Г. Г. Парсаданов, отоларинголог В. П. Беловидов. Бывший главный врач поликлиники Б. Я. Соркин был неутомимым организатором, много сделал для развития здравоохранения в Грозном.

После перехода поликлиники во вновь отстроенное здание в 1935 году здесь долгое время размещался интернат № 15 - интернат «горянок».

Старое здание железнодорожного вокзала

1 мая 1893 года к станции Грозный из Беслана подошел первый пассажирский поезд. Этот день и считается началом работы городского вокзала. Прокладка пути от Беслана до Грозного, все железнодорожные и инженерные сооружения на ней были построены за два года четыре месяца акционерным обществом Владикавказской железной дороги.

Интересно отметить, что строительство немного задержала... жадность городского головы Грозного, Куликова, потребовавшего оплаты за отчуждение городской земли в юго-восточной части города для строительства станции. Он просил по 60 рублей за квадратную сажень (или 15 рублей за квадратный метр). Для размещения станционного узла - вокзала, паровозного депо с мастерскими, товарной станции и подъездных путей - понадобилась бы неимоверная сумма. Тянулись торги, споры.

Тогда влиятельные лица станицы Грозненской, учитывая будущие выгоды от железной дороги, предложили акционерному обществу для строительства станции в юго-западной стороне города свою землю бесплатно. Здесь и был построен Грозненский железнодорожный узел, который вскоре определил расположение нефтеперегонных заводов, жавшихся к дороге. Город оказался в тяжелых санитарных условиях. Заводы, построенные выше города по течению реки Сунжи, во время юго-западных ветров засоряли воздушную среду города.

Первоначально здание вокзала представляло собой небольшую одноэтажную постройку - такие тогда строились на отсталых, захудалых окраинах России. Быстрое развитие грозненской нефтяной промышленности и связанное с ней увеличение населения города и грузовых перевозок заставили акционерное общество дороги расширить здание вокзала пристройкой большого зала ожидания и первоклассного ресторана с фойе.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru