Грозный

Кадиев Д. А.

Одним из последних таких объектов является комплекс сблокированных пассажирских и служебных зданий аэропорта. Проект комплекса разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О переносе аэропорта Грозный на новую территорию».

Аэропорт Грозный расположен в 8 км от города на одной из главных транспортных осей, ведущих в центр города, что дает возможность за 12-14 минут связаться с ним. На таком расстоянии шумовая полоса и маневры самолетов при снижении не влияют на город и его развивающиеся перспективные районы. В комплекс входят: аэровокзал на 600 пассажиров в час, командно-диспетчерский пункт ГУ разряда, гостиница и профилакторий на 90 мест, столовая для персонала аэропорта, кафе на 70 мест, цех бортового питания, депутатская, гостевая. Сблокированные по горизонтали, они образуют единый комплекс длиной 180 и высотой 30 м.

Блокировка помогла повысить комфортность пассажиров, условий работы персонала и отдыха экипажей воздушных судов, которые могут воспользоваться полным комплексом услуг, включая гостиницу, профилакторий, не выходя на улицу. В здании аэровокзала хорошо продуманы методы шумозащиты помещений КДП, гостиницы, профилактория. Корпуса этих помещений размещены поперек перрона, оконные проемы защищены от прямого воздействия шума специальными шумоотклоняющими стенами. В интерьерах и экстерьерах здания используются элементы монументально-прикладного искусства вайнахов. Так решено литье ограждающих конструкций со стороны перрона, интерьеры депутатских комнат, кафе, столовой. В отделке весомую помощь оказал Российский художественный комбинат.

Проект благоустройства и озеленения привокзальной территории выполнен Управлением архитектуры и градостроительства.

Строительство аэропорта Грозный велось строительно-монтажным поездом 131-го треста «Орджоникидзетрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР с привлечением местных и иногородних строительных управлений. Среди величественных древних гор Кавказа, окружающих столицу Чечено-Ингушетии, вырос уникальный архитектурный комплекс. Город Грозный с его высокими темпами строительства и ростом населения давно испытывал острую нужду в современном аэропорте с высокой технической характеристикой и большой пропускной способностью. Бортовое питание на всех рейсах обеспечивали Грозненский общепит и его ресторанный комплекс под руководством М. Н. Абдрахманова.

Другой важной, но нерешенной проблемой города оставалась транспортная сеть центра. Для качественного его видоизменения требуется строительство двух путепроводов: подземного по улицам Аршинцева - Рабочая и надземного в Заводском районе от улицы Индустриальной с выходом на Трестовскую, а также необходимо завершить начатое строительство  по Восточной обводной трассе. Реконструкция транспортной сети требует строительства двух мостов через реку Сунжу в районе ВАЗа, и в створе улицы Кабардинской. Такое решение снимало бы не только транспортные проблемы, но одновременно улучшало санитарно-экологические и архитектурно-художественные качества застройки.

Оставалась нерешенной в первом периоде нового Генплана и тщательная реконструкция центральной части города с оптимальным использованием поймы реки Сунжи, как мощного экологического фактора, с реставрацией старых зданий, бережным отношением и восстановлением уголков «Старого города».

Памятники культуры, архитектуры и памятные события города Грозного

Особое внимание в восстановлении и развитии столицы Чеченской Республики уделяется историческому центру города Грозного. Авторский коллектив работающий над Генеральным планом, изучил архивные материалы по городу Грозному, в том числе научные труды краеведа А. А. Ваксмана, и часть описанных им зданий и сооружений включил в общий перечень памятников культуры, архитектуры и истории Грозного в Генеральном плане.

«Гипрогор» считает целесообразным при строительстве города воссоздать его памятники архитектуры, истории и культуры в той же первоначальной их форме, надеясь так же, что они явятся объектами изучения и гордости в истории развития столицы Чеченской Республики. Автор книги выражает признательность историку и краеведу А. Ваксману и коллективу института «Гипрогор», благодаря трудам которых пополнился перечень архитектурных памятников, памятных мест истории и культуры города Грозного.

Почти сто лет назад...

Более ста лет назад, в 1881 году, в центре города, по Александровской улице (ныне проспект имени С. Орджоникидзе) построили двухэтажный дом. Стоит он и поныне. По тем временам это был дом довольно большой и своеобразный. Под ним - глубокий каменный подвал. Стены первого этажа кирпичные, второго - деревянные, одна скрипучая лестница. Дом со множеством мелких, неблагоустроенных квартир строился долго. В октябре 1904 года, после перепланировки второго этажа, здесь разместилась первая созданная в городе общественная библиотека. Одним из основателей ее был учитель Константин Иванович Бакрадзе, а первым библиотекарем - Капитолина Ивановна Петрова.

Книжный фонд собирался постепенно - из даров граждан города. Средства на приобретение текущей литературы - журналов, газет, а также на содержание библиотеки составлялись за счет сборов, получаемых от благотворительных вечеров, концертов и гуляний в Городском саду. Одним из самых активных сборщиков книг и средств был М. И. Алафузов. Библиотека быстро приобрела большую популярность среди рабочих Грозного. По воскресным и праздничным дням здесь бывало особенно много людей, сюда по бездорожью добирались даже с отдаленных нефтепромысловых участков. Это стало беспокоить полицию. В документах того времени встречается такая запись: «Полицейская охрана доносит, что библиотека усилиями Бакрадзе превратилась в настоящий революционный клуб».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru