У горцев - привычка сидеть в седле несколько боком, то правым, то левым, в результате чего при больших переходах в полках появлялась масса лошадей со сбитыми спинами. Отучить всадников от этой привычки было трудно.
С прибытием на фронт Дикой Дивизии выявилась еще одна проблема психологического характера. У любого горца в крови - безграничное почитание храбрости. Нельзя более сильно оскорбить его, как хотя бы только намекнуть на его трусость.
В первое время в сторожевом охранении нередко были случаи, когда всадник расстилал бурку и спокойно укладывался спать, а на требование офицера бодрствовать отвечал с глубоким убеждением в своей правоте: "Тебе боится - не спи. Моя - мужчина. Моя - не боится. Спать будет".
Особенностью туземцев была их боевая личная инициатива. Важно упомянуть еще об одном качестве туземцев: на поле боя они никогда не оставляли своих - не только раненых, но даже и убитых и выносили их, несмотря на огонь.
Боевые награды всадниками очень ценились, но, принимая крест, они настойчиво требовали, чтобы он был не с "птицами", а с джигитом. Поэтому кресты для иноверцев Императорской Армии чеканили с двуглавым орлом, а не с Георгием Победоносцем.
Вскоре после первых боев начали определяться и некоторые характерные особенности полков. Так, ингуши отличались замечательной способностью к ночным переходам и боям, но были впечатлительны к артиллерийскому огню, дагестанцы склонностью к действиям в конном строю не отличались, но проявляли себя в пешем бою, как несравненная пехота. Старые боевые офицеры говорили, что никакой огонь не в состоянии вынудить к отходу окопавшихся дагестанцев.
Отношения между офицерами и всадниками носили характер совершенно отличный от отношений в полках регулярной конницы, о чем молодые офицеры наставлялись старыми. Например, вестовой, едущий за офицером, иногда начинал петь молитвы или заводил с ним разговоры.
В общем, уклад был патриархально-семейный, основанный на взаимном уважении, что, отнюдь, не влияло на соблюдение дисциплины. Что касается брани, то в Дивизии ей вообще не было места.
Офицерский и унтер-офицерский состав подбирался из желающих в среде регулярных и казачьих полков, но предпочитались люди, знакомые с бытом и нравами горцев Кавказа. Позже офицерский состав пополнялся и молодежью из юнкерских училищ, охотно выпускавшихся в Дикую Дивизию.
Офицер, не относящийся с уважением к обычаям и религиозным верованиям всадников, терял в их глазах всякий авторитет. Таковых, впрочем, в Дивизии и не было.
Состав офицеров в полках был интернациональным (кроме русских были грузины, ингуши, балкарцы, осетины и др.), хотя костяк составляли русские офицеры, переведенные в Дивизию из гвардии.
В полковой офицерской среде все были равны, и никому в голову не могло прийти считаться каким-либо образом с национальностью другого. Все были членами единой полковой семьи - офицерами Российской Армии!
Заслуги в боях выдвинули многих всадников в прапорщики, а это открывало им дальнейшее продвижение в чинах. Образование тут уступало место храбрости и военным способностям.
Таких офицеров, произведенных за отличия из простых всадников, в Дивизии было много. Все они равнялись на кадровых офицеров, состав которых в полках преобладал, и бережно перенимали их манеры поведения.
Таким образом, в Дивизии сохранялась атмосфера офицерских традиций, столь характерная для Императорской Конницы. Между тем, местные условия диктовали создание и утверждение новых обычаев. Один только пример.
Перед началом офицерского собрания адъютанты полков подсчитывали, сколько за столом сидит магометан и сколько христиан. Если было больше магометан, все оставались в папахах, как это требовали мусульманские обычаи, а если преобладали христиане, то мусульмане подчинялись их обычаям и снимали папахи.
Воспитание такого взаимного уважения к вероисповеданиям и разным обычаям укрепляло сплоченность в Дивизии.
В полках слагались и свои песни. Как правило, они рождались после ожесточенных боев и совершенных подвигов.
В Ингушском Конном Полку стали распевать песню, сочиненную после радостной победы над австрийцами и захвата артиллерийской батареи.
Приведем один из куплетов этой песни в ее, скажем, "классическом" варианте.
"Пушкимы забрали -
Рады от души!
Ай-да-ли-ли-да-ли -
Наши Ингуши!!"
На самом же деле, у жизнерадостных с горячей кровью всадников куплеты постоянно менялись и фантазии при их исполнении было предостаточно. В отличие от русских, ингуши исполняли куплеты песни на свой манер:
"Ми не знаю страха,
Не боится пули,
Нас ведут атака
Харабрий Мерчули!
Пушки ми отбили,
Ради от души.
Вся Россия знают
Джигити ингуши!"
В Татарском Конном полку сложили песню об "удальцах-татарах", одержавших победу под Черткувом. Стремительная атака первой сотни Кабардинского Полка под Ласковицей, когда был захвачен в плен целый австрийский батальон, породила свою песню. Вот запомнившиеся отрывки из нее:
"Не гром гремел, не буря пела
Под Ласковицей по полям:
В атаку "первая" летела -
Отдав поводья лошадям.
Граф Воронцов нас вел отважный -
С ним не страшна австрийцев рать:
За ним пойдем мы смело каждый
Куда угодно - умирать!!"