Семья и семейный быт ингушей

Кудусова-Долакова Ф.И.

Со йоайир Iа, ва са дада,
Додача хила кхесса,
Хий мел додача гIойла, аьнна,
Хьо хий соцача социйла, аьнна.
Со йоайир Iа, ва са нана,
Йоагача цIерал кхесса,
ЦIи мел йоага йоагийла, аьнна,
Хьо цIн йовча йойла, аьнна.
Со йоэйир Iа, ва са воша,
Цабезарий коа тIа кхесса,
Мерза бахача несарех хьегаеш,
Дог делхаш лелийла, хьо, аьнна.

Меня ты погубил, о мой отец,
В быструю реку кинув меня:
Да пошла ты туда, куда вода потечет,
Да успокойся ты там, где вода замрет.
Меня ты погубила, о мать моя,
В горящий огонь кинув,
Огонь пока горит — гори, сказав,
Огонь погаснет — погасни, сказав.
Меня погубил ты, о брат мой,
В дом нежеланных кинув:
Счастливым невесткам завидуя,
С плачущим сердцем живи, сказав.

В том случае, если сватовство принималось, отец или дядя девушки сообщали сватам о том, чтобы они приходили за окончательным ответом в указанное время. Сваты приходили с деньгами на подарки для матери или другой почтенной женщины семьи «захал», угощением для девушек, гостинцами для детей (конфеты, печенье и др.) и приводили «зIамига устагI» — «маленького барана» на ужин. Новые родственные узы скреплялись с помощью «цIий дахийта» («пустить кровь») — резанием барана, — рассказывают информаторы. Затем следовал первый визит жениха, зятя в дом невесты. Его отмечали торжественно: резали барана и собирали близких, родных, соседей.
Вместе с бараном привозили мешок муки, чай, масло, кур, рис, кондитерские изделия и др. В зависимости от обеспеченности жениха этот список мог увеличиться или уменьшиться, но, чтобы не прослыть бедными или жадными, родители жениха отдавали годами накопленные сбережения и даже входили в долги. Для экономии визит жениха в дом невесты обычно приурочивали к вечеру сватовства. Как только достигалось окончательное соглашение и отец невесты давал «дош» — «слово», «обещание» на брак, сваты просили «найц чувайта» — разрешить жениху придти в тот же вечер с друзьями. После того, как следовал положительный ответ, юноша или подросток, который приходил вместе со сватами для оказания им необходимых услуг, отправлялся в дом жениха и сообщал об удачном сватовстве и приглашал зятя. Общественность села очень одобрительно относилась к совмещению времени сватовства и визита жениха в дом невесты, усматривая в этом знак уважения со стороны отца невесты к новым родственникам, стремление не обременять их. Но родители невесты могли и не согласиться на совмещение этих двух важных событий цикла предсвадебных обрядов. Если сватовство происходило неожиданно и родственники не были оповещены и приглашены на церемонию, отец невесты мог отказывать принять зятя в тот же вечер. Не пригласить юношей и девушек, родственников и соседей на церемонию «найц чувоагIаш» («когда приходил зять») значило вызвать их неудовольствие и большую обиду, так как день первого прихода зятя — для всех большой праздник. Вместе с женихом в дом его будущего тестя приходило несколько его друзей. Невеста к этому дню готовила носовые платочки, искусно отделанные мережкой. Получение такого подарка от невесты имело большой символический смысл: этим невеста выражала свое уважение и расположение к одариваемому. Друзья жениха и сам жених располагались в разных комнатах. К друзьям жениха приходили молодые люди со стороны невесты. Последние не только приветствовали первых, но и участвовали в общей трапезе и веселье.
Затем к гостям для знакомства и приятного отдыха приводили девушек. В честь их устраивались танцы. В конце вечера, когда друзья жениха оставались одни, одна из девушек приводила к ним невесту. Последняя перед уходом одаривала дружков жени ха носовыми платочками, а друзья жениха давали невесте деньги. Жених весь вечер находился с «уст-йижарашца» — сестрами невесты. Девушки шутили, смеялись, а жених всячески угождал им. Одна из ближайших родственниц невесты была доверенным лицом жениха. В комнату, где находился жених, приходили дети. Зять им давал деньги на гостинцы. В конце вечера одна из сестер или снох невесты приводила ее на свидание к жениху. Делалось это по его просьбе. На короткое время их оставляли одних. В целом же жених больше времени проводил с сестрами и подругами невесты, а невеста — с друзьями и братьями жениха. Перед уходом гостей сестра невесты, а если ее не было, то ближайшая родственница дарила зятю носовой платок, а невеста, в свою очередь, дарила платки дружкам жениха. На этом заканчивался обряд сватовства и первого визита жениха в дом невесты. Жених и его братья раз в неделю или в две недели навещали невесту. При этом жених виделся с ней тайком от мужчин и старших в доме женщин. Каждый приход его сопровождался большими расходами. Жених приносил гостинцы, а хозяева готовили всевозможные яства. Ночевать жених в доме невесты никогда не оставался.
В большинстве случаев родственники жениха приносили невесте в качестве подарков шелковые и шерстяные ткани, шелковый и пуховый платки, золотые кольца, серьги, часы, обувь и многое другое. Сватья (мать жениха или заменяющая ее старшая женщина в семье) после сватовства снаряжала одну из женщин (старшую замужнюю дочь или сноху) к матери невесты с подарками — «захала совгIат ийца». Обычно это были одно - два золотых кольца, несколько отрезов дорогих тканей. Мать невесты так же одаривала свою сватью, хотя и скромнее.
Как свидетельствует анализ обрядов сватовства, для женитьбы мужчине необходимы были большие средства. Двух любящих нередко разлучали не только тайповые («эзди, лай» предрассудки, но и бедность. В народной песне «Са дуне хьо да» — «Ты моя жизнь» поется:

Тайпа дац ма йоахий
Укх тайпа довргаша —
Тайпаца мича бар
Са мерза безам.
Дакъа дац ма йоахий
Укх дакъа довргаша —
Дакъаца мича бар
Са мерза безам.
Са дуне, са безам
Хьо ма барий,
Ва нани яларг

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru