Семья и семейный быт ингушей

Кудусова-Долакова Ф.И.

ЙоI езар пайда бац
Дала бIаь тум деце.
Нус езар пайда бац
КIай сомаш деце.

Девушку любить бесполезно,
Коль не можешь дать сто червонцев.
Сноху желать бесполезно,
Коль нет белых рублей

Покупной брак порождал иногда грабежи, а также необходимость ухода на заработки на длительные годы. Более того, следствием покупного брака нередко оказывались убийства и аресты. Большой калым толкает семью жениха на всякие уловки. Расплатившись с первой частью калыма (предназначенной родителям невесты) деньгами, вторую часть родители жениха стремились отдать натурой.
Приданое так же, как и калым, имело сложный состав и включало не только личные вещи невесты, но и подарки родственников невесты, предметы движимого имущества, выделенные ей родителями. Приданое может быть больше или меньше выкупа за невесту. Приданое, по свидетельству Б. Далгата, «образуют сундуки, одеяла, матрацы, войлоки, подушки, посуда (медная с кувшином для воды), черкеска, шуба, башлык (для подарков), одежда и прочее; вообще все принадлежности горского хозяйства». Обычно засватанная девушка готовила приданое в течение полутора — трех лет. Как только жених вносил полностью калым (в том числе и «урдув»), родители невесты давали согласие на определение дня свадьбы. За это время невеста должна была приготовить деверю «палчакх» (башлык, изготовленный и самотканой пуховой ткани и обшитый канителью), отцу жениха — постель и постельные принадлежности, а его родственникам, близким и почтенным — подарки. К свадьбе невесте заранее готовили свадебный наряд, одежду, постель (два — три матраца из шерсти, несколько подушек, постельное белье), занавески на окна, домашнюю утварь (кувшин, кумган, медные тазы), ковер, несколько десятков носовых платков, детскую одежду на подарки детям близких и почетных родственников жениха. Невесту снабжали разменными деньгами (по одному рублю) для одаривания в дни свадьбы детей в доме жениха. В подготовке невесты к свадьбе участвовали снохи, сестры, подружки. Особенно тщательно готовили для нее свадебный наряд. Для нарядного свадебного платья «чокхи» заранее приобретали красивую шелковую ткань. Одежда была красивого покроя. Узкие длинные рукава дополняются еще более длинными ниспадающими с плеч «пелеринами», нижний край которых имеет полукруглую форму. Под «чокхи» надевают шелковую юбку. Через нагрудный вырез «чокхи» виден «дотув» — буквально «серебро» — серебряный нагрудник с цветными каменьями. На «чокхи» надевался такой же серебряный пояс. Сверху юбки надевали «Iажаргаш» — род нарядного фартука, гармонирующего по цвету с нагрудником и юбкой, «Iажаргаш» шили из бархата, на котором канителью вышивали национальный орнамент. Такого же цвета и узора делали и свадебную шапку. На шапку накидывался длинный шарф из шифона или газа или большой шелковый платок. На ноги надевали туфли фабричного производства на каблуках. Весь этот наряд после свадьбы невеста дарила незамужней сестре мужа или сохраняла как память о свадьбе. В бедных семьях свадебный наряд одалживали на время свадьбы у богатых сородичей.
Приглашенные на свадьбу-проводы приносили невесте подарки: отрезы, посуду, предметы туалета, подушки, деньги в зависимости от своих родственных обязательств и родственной иерархии. Родственники жениха доставляли к нему в дом все необходимое для свадьбы: скот (мелкий и крупный, в зависимости от степени родства и их возможности), птицу, сахар, масло, муку, деньги.
Скот должны были доставить и зятья (мужья родных и двоюродных сестер и дочерей), «захалаш» — родственники жены, а также братья хозяина, если они жили самостоятельно. Всем родственникам, пришедшим с крупным подарком, делали ответные подарки от имени невесты: отрезы на платья, духи, платья, чулки и пр. В результате большое число семей после свадьбы могли применить к себе бытовавшее в народе выражение, что свадьба «IоцIан вир со» — «очистила меня».
Приданое размещали для обозрения в комнате, предназначенной невесте. Раскладывали постель, ковры, раскрывали сундуки и чемоданы с одеждой. Предметом специального обсуждения являлись подарки, привезенные невестой свекру и свекрови, деверям и золовкам.
Институты левират и сорорат (переход вдовы покойного к од ному из его братьев или близких родственников в жены, а также когда вдовец женился на сестре покойной жены) известны в этнографии многих народов мира, в том числе у кавказских и средне азиатских. Истоки возникновения этих институтов уходят в глубокую древность. В течение целых эпох, отделяющих время их возникновения и до наших дней, в сущности изменялись социальные отношения человеческого общества, а наряду с ними претерпели большие изменения и эти институты.
«У осетин, кумыков, казахов и многих других народов Кавказа и Средней Азии в создании брака левират были экономические соображения. Как наследство переходят из рук в руки не только жена, но и дети, а также движимое и недвижимое имущество умершего — у казахов». «...Обычай имел экономическую подоплеку, заключавшуюся в стремлении сохранить имущество, которое вдова могла при уходе увести с собой — у кумыков». У ингушей в этой форме брака экономическая сторона не являлась определяющей, хотя и играла определенную роль. К созданию левирата ингушей толкали следующие мотивы: 1) смерть или гибель сына, у которого оставалась просватанная невеста. Родители покойного могли предложить родителям невесты выдать ее замуж за младшего, неженатого сына. В отдельных случаях родители не весты сами изъявляли желание выдать свою дочь за неженатого брата ее покойного жениха. К такому решению обе стороны прибегали, когда они были довольны установившимися родственными связями. При этом все церемонии, связанные с созданием браков, проходили как обычно. Но больших увеселительных мероприятий на таких свадьбах не бывало; 2) когда жена покойного сына или брата молода и ею довольны все родственники, а у родителей покойного имеется неженатый сын или вдовец. При таком браке не требовалось расходов на его женитьбу; 3) в отдельных случаях: вдову покойного брали в жены брат или один из его родственников, дабы не женился на ней кровник их семьи или рода; 4) часто родственники вдовы разлучали ее с детьми, мотивируя ее молодостью и необходимостью иметь «хозяина» — мужа, и забирали ее в отчий дом. Вдова не всегда соглашалась бросать своих детей и ехать к родителям для последующего замужества. Она настаивала оста вить ее с детьми или взять их с собой. Общественность не одобряла уход детей в «чужой род». Чтобы не осиротить детей, вдове предлагалось стать женой одного из близких родственников ее покойного мужа. Во всех этих случаях необязательно было создание таких браков. В большинстве случаев ингушские женщины оставались жить со своими детьми в доме покойного мужа.
У осетин, народов Дагестана и Средней Азии левират был обязательным: «...после смерти мужа его жена должна была выходить замуж за одного из его братьев — у осетин», «...в случае смерти старшего брата, его жена переходила как наследство к младшему, если же умрет младший брат, то его жена доставалась старшему — у казахов». У ингушей и чеченцев эти пережиточные формы браков, унижающие женщину, не получили широкого распространения и не были популярны. Женитьба на вдове брата или другого родственника не одобряется у народа. Такой брак заключали в редких случаях. Получив согласие вдовы и ее родителей, проводился религиозный обряд венчания. Мулла и двое свидетелей со стороны жениха и невесты закрепляли супружеский союз. Затем совершавшим обряд подавался торжественный обед. После них накрывался стол остальным членам семьи. На этом кончалась церемония по заключению брачного союза — левират.
Взаимоотношения между детьми покойного и их дядей-отчимом складывались доброжелательные. Он считал их своими детьми, а они его отцом.
Другой разновидностью подобных браков был сорорат. Он так же способствовал усилению бесправного положения женщин. Женщине предлагалось выйти замуж за мужа покойной сестры. Учитывая, что трудно будет найти женщину, соглашающуюся воспитывать чужих детей и которая сможет заменить детям мать, отдельные мужчины изъявляли желание взять в жены сестру покойной жены, а чаще на этом настаивали родители вдовца.
При заключении описанных браков обязательным было согласие самой женщины, хотя это и не исключало случаев их принуждения. С такими предложениями к родителям покойной приходили старики (отец или дядя вдовца, уважаемый в обществе села старец и др.) Они предлагали выдать за их сына, то есть мужа их покойной дочери, ее сестру — вдову или незамужнюю старую деву, дабы заменить детям мать. С ответом обычно не спешили, обещав подумать и сообщить о своем решении. При положительном решении это сообщалось через посредников. Невеста заблаговременно готовилась к этому событию. Она уезжала со сватами в дом жениха. Отъезд приурочивали к вечеру, ближе к ночи. На такое событие приглашались лишь самые близкие родственники семьи: сестры, братья, дяди, тети, живущие в одном селе. Если выходила незамужняя девушка, ей привозили небольшой наряд, а для вдовы не требовалось и этого. В доме жениха готовили торжественный обед. После религиозной обрядовой церемонии сватов приглашали к столу. Никаких увеселительных церемоний при этом не было.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru