Семья и семейный быт ингушей

Кудусова-Долакова Ф.И.


Нравственное воспитание


Воспитанию правил поведения дома и в обществе вайнахи придавали важное значение, и поэтому ему уделялось большое внимание в семье.
Так, одним из методов народного воспитания является личный пример: выдержка старшего в любой ситуации. Отец, брат (старший) должны были быть примером для детей — вырасти как отец, брат или известный человек в семье, округе, стать дика къонах (стаг — чеч.) — хорошим мужчиной, дика сесаг — хорошей женщиной, дика йоI — хорошей девушкой — эта цель ставилась перед каждым.
В советское время пример такого рода давно переступил семейные и национальные границы. Образцами для подражания стали вожди революции и государства, передовики производства, героя гражданской и Отечественной войн, отличники учебы, производства, воинской службы.
В вайнахской традиционной семье цIен-да (глава семьи) и старший сын в основном осуществляли общее руководство в семье. Высоко чтилось воспитание у детей умения владеть собой, трудолюбие, уважение к старшим. Детям прививали уважение к родителям с раннего детства. Особо чтили мать. К этому призывала и религия. Им внушали, что повысить голос на родителей и проявить неповиновение им — большой позор, постыдное дело перед обществом, селом, родичами. Таких не уважали родственники, односельчане.
Неотъемлемой частью традиционного воспитания у вайнахского народа были обычаи избегания между родителями и детьми, в особенности между детьми и отцами поощрялась внешняя сдержанность между ними*. Отец при взрослых детях (подростках) не должен пить, курить, а если ему за пятьдесят, он должен отказаться от того и другого.
Избегание генетически не связано с патриархальной приниженностью младших членов семьи, хотя оно у некоторых и ассоциируется с ней (приниженностью). Избегания — табу выполняли социальную функцию и функцию защитного характера. В таком контексте в избегании находят свое выражение стыд, скромность, уважение, нежелание психологически травмировать другого. В народе говорят: «Хоза гIулакх — ах дуне да» — «Вежливое, тактичное поведение (человека) — половина его жизни». Или: «Нах бовза ма гIерта — нах беза гIерта» — «Не старайся людей познавать, а старайся людей уважать». «Эхь — имама дакъа да». — «Скромность, стыдливость — составная часть благочестия».
Эти пережиточные стандарты общения сохраняются в известной мере и по сей день. Это одна из форм традиционно-бытовой культуры народов Кавказа (чеченского, ингушского, адыгейского, кабардинского, балкарского и др.). Но при этом существовала сложная иерархия подчинения. Младший брат повиновался старшему, сестра — брату, младшая невестка — старшей. С особым почтением все относились к старшему из братьев, являвшемуся ближайшим помощником и возможным преемником главы семьи.
Безделье, болтливость детей решительно осуждались и осуждаются у вайнахов. Народная пословица гласит: «Дер дайначара даьр дийцад, воча тIехьено даьй бийцаб» — «Праздные (люди) прошлыми заслугами гордятся, плохие потомки делами предков гордятся». Многие пословицы вайнахского народа подчеркивают трудовые качества человека и ценят его по трудовым делам и поступкам. Высоко чтилось ласковое и доброе слово, которым надо было встретить гостя, соседа, родственника, друга. Народные поговорки гласят: «У доброго слова огромная сила, оно на вершине снега растопило», «Ласковым словом сумели выманить змею из щели».
Распространенной и поныне является традиция, когда молодые люди (мужчины) при встрече со старшими и женщинами любого возраста проявляют этикет. Они к ним обращаются со словами: «Чем могу быть полезен? Я готов к любому поручению. Если нужны деньги, скажите, не стесняйтесь, я могу дать».
Одним из непременных требований отца и деда к детям мужского пола было требование сдержать данное слово, коль ты его произнес. Свидетельством тому является устное народное творчество вайнахов. Так, мы читаем в чеченских героико-эпических песнях: «Чеченские (надо иметь в виду и ингушские. — Ф. К.) героические песни ратуют за любовь к родине, товарищеское доверие и дружбу, верность слову, чувство чести и благородства, помощь слабому, женщине, соблюдение чувства собственного достоинства, храбрость, решительность, стойкость и выдержку».
Этими качествами определялось, каким вырастет подросток. Народная поговорка гласит: «Слово коль нарушил ты, то и клятву ты сдержать сумеешь вряд ли».
Нравственно воспитанным считался тот, кто традицию гостеприимства высоко чтил и соблюдал. Детей учили (родители, бабушка, дедушка) как встретить гостя, куда его посадить, предложить освежиться с дороги, угостить. Дети являлись свидетелями того, как их родители радушно, с большими почестями встречали гостя, если даже он пришел глубокой ночью. Большое значение придавалось радушной встрече гостя.
В присутствии отца сыновья не садились, а младшие дети — в присутствии старшего брата. Такой этикет строго соблюдался.
Особенно в присутствии гостя и в гостях. В семейном кругу дети при родителях могли сесть и беседовать с ними, но при этом каждый должен был знать свое место (старший, младший). Это не касалось лишь самых младших, которые были в кругу семьи «важными» людьми. Им до 3—5 лет все было дозволено, но не в присутствии гостя.
В присутствии старших младшие не должны курить, пить, вести себя бестактно. В пути, транспорте, в любом общественном месте, дома, на улице младшие должны уступать место старшим, если даже у тебя имеется билет с указанием места. Если на улице, в общественном месте сидят почтенные люди, проходящий дол жен с ними поздороваться, хотя они и не знакомы. Или: когда сидят молодые люди, девушки, а проходят старшие (мужчины, женщины), сидящие должны встать на вытяжку и стоять, пока те не пройдут. Всадник никогда не проезжал через свое или чужое село, сидя в седле. Выражая свое уважение к его жителям, он спускался с седла и шел шагом, приветствуя при встрече сельчан. Такой этикет соблюдался (-ется) у адыгов и других народов Северного Кавказа.
Если дети плохо ведут себя на улице, в общественном месте, старики, пусть и чужие, не должны проходить, не призвав их к порядку к тому же еще не спросив: «Чей ты?», «Почему позоришь родителей?», «Будь благоразумным!» — и дети быстро извинялись (извиняются) и переставали баловаться. А родители за участие в воспитании их детей бывали благодарны. Дети же при старости родителей были для них опорой, защитой.
Большое значение в воспитании детей вайнахи придавали привитию им чувства взаимопомощи, взаимоподдержки родственников, соседей, односельчан, особенно в период строительства дома, во время женитьбы, похорон. Помощь главным образом оказывали сиротам, материально необеспеченным семьям, пожилым и больным, и вообще всем, кто нуждался в помощи. Она выражалась в форме «белхи», куда молодежь и подростки шли с удовольствием. Там они работали, веселились, между делом устраивали танцы. Молодежь любила такие мероприятия.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru