* * *
Анализ семьи и семейного быта ингушей в конце XIX — начале XX вв. позволяет придти к ряду выводов и заключений.
Во-первых, основной тип семьи — малая, двухпоколенная семья, насчитывающая в среднем от шести до восьми человек. Наряду с ней бытуют семьи, насчитывающие три поколения прямых родственников, и семьи, включающие в свой состав несколько родственников по боковой линии. Численность этих двух последних типов семьи не превышает 10—15 человек. Одновременно с ними сохраняются так называемые большие семьи или семейные общины, состоящие из 30—50 человек как прямых, так и боковых родственников, объединяющие как поколения стариков (дед, бабушка), так и средние (женатые сыновья, их жены) и младшие (дети, подростки). В районах, подвергшихся большому влиянию капиталистических отношений, преобладали первые три типа, в районах более стойкого сохранения элементов патриархального быта — последний тип. Ареал распространения того или иного типа семьи свидетельствует о том, что семья детерминирована процессом изменения и развития общества в целом.
Во-вторых, значительному изменению подверглась структура внутренних взаимоотношений в семье. Вне зависимости от численного и поколенного состава семьи идет, в частности, процесс дальнейшего укрепления и развития авторитарных, деспотических в своей основе отношений. Главой семьи является всегда старший мужчина, он осуществляет все организаторские, управленческие функции. Все остальные члены семьи беспрекословно подчиняются его воле и диктату. Разделение и кооперация труда в семье основаны на традиционных, социально закрепленных нормах поло - возрастной иерархии. Причем, большинство функций, которые в большой семье были распределены между большим числом домочадцев теперь осуществляет единолично старшая женщина — жена, мать, хозяйка. В силу этого бытовое неравенство женщины с мужчиной усиливается, что соответствует общему процессу усугубления социального неравенства.
Социальное (в том числе и бытовое) неравенство закрепляется семейно-бытовыми обычаями-обрядами, а также нормами мусульманской религии. Об этом свидетельствуют как обычаи избегания табуирования имен, цикл предсвадебных, свадебных и послесвадебных обрядов и ритуалов, так и практика побратимства, посестринства, куначества, искусственного родства, призванных смягчить крайности патриархально-феодальных отношении и имущественного расслоения.
В-третьих, важнейшими функциями семьи в рассматриваемое время вне зависимости от ее типа, являются хозяйственно-экономическая, традиционная культура, рождение и воспитание детей. Традиционная культура и воспитание детей осуществляются семьей совместно с микросредой при помощи таких, в частности, социальных структур, как аталычество, куначество и др.
Воспоминания о сестре
Фатиме Кудусовой-Долаковой - сестре, подруге, коллеге писать мне не так легко: слишком много воспоминаний,, печальных и радостных, и слишком тяжела утрата ее, неожиданная и жестокая...
Ингушский язык, следовательно, и сами ингуши, четко различают в человеке биологическое и социальное начала: «кьавенна саг» - старик, «воаккха саг» - старец, «маlcаг» - мужчина, точнее человек мужского пола, «къонах» -мужчина (личность), «кхалсаг» - женщина, точнее человек женского пола, «сув» - женщина (личность). Первыми рождаются, а вторыми становятся (или не становятся) сами.
Фатима, конечно, была личностью. В суровой горской действительности особо почитали мужество и силу духа, ну а так как эти качества более всего связываются с мужской частью общества, то слово мужчина здесь приобретает особый смысл. Поэтому тут не только о мужчине, но и о женщине - достойной и мужественной говорят "къонах-саг я из" (буквально "она мужчина-человек"). Это очень емкая по смыслу метафора. Вот такой - къонах-саг - была моя сестра Фатима.
Надо только представить, в каких условиях, с какой жестокостью выселяли нас в феврале 1944 года, чтобы оценить мужество Фатимы-подростка, отважившейся тайком сбежать от солдат домой за продуктами, притащить с помощью соседки-украинки целый мешок кукурузы и много чего еще.
Правдивость, абсолютная неспособность Фатимы к неправде, открытость и честность во всех ее действиях, умение не отступать перед трудностями сочетались в ней с внутренней незащищенностью и ранимостью. Первое было видно всем. О втором знали только самые близкие.
Чувства долга и ответственности были ведущими во всех сферах ее жизни - в семье, в работе на должности генерального директора республиканского музея, в научной и педагогической работе. И все она делала с полной отдачей: в воспитании детей - максимум внимания и высокая требовательность к каждому ребенку, на работе - справедливость и доброжелательное отношение к каждому работнику. И, конечно, Фатима была прекрасной дочерью, сестрой и женой. Рядом с Фатимой всегда была мать, которая и жила с ней - мудрая и благородная наша мама - дочь героя русско-турецкой войны Доха Мальсагова и сестра известного ученого Дошлуко Мальсагова. Она всегда была всем нам и советчицей, и судьей, и поддержкой. Для Фатимы же в ее работе над диссертацией о семье и семейном быте ингушей и основным источником полевого материала.
Трудностей и испытаний на долю Фатимы выпало предостаточно. Безотцовщина, переселение, работа в подростковом возрасте на военном заводе в Акмолинске (Киргизия) и т.д.


