По Чечено-Ингушетии: путеводитель

Рыжиков В. В.

К XVI веку положение в корне изменилось. Пала Золотая Орда. Кумыкские, кабардинские и ногайские феодалы попытались взять под контроль бассейн Терека и его южных притоков. Однако их планы были нарушены начавшимся активным переселением племен с гор на равнину. И хотя некоторые горские общества на первых порах оказались в зависимости от соседних феодалов, в XVI—XVIII веках количество поселений предков чеченцев и ингушей на равнине постоянно увеличивается. В этот период усиливаются контакты между соседними горскими районами Предкавказья. Тогда же большинство чеченских и ингушских племенных групп приняло мусульманскую религию.

Переселение на плоскость возглавили обитатели Ичкерии (юго-восточной Чечни). Выселившись из ущелий, они встретились на берегах Терека и с русским населением. Первыми русскими поселенцами на территории Чечни и Ингушетии оказались беглые люди из разных районов России. Они основали свои станицы среди невысоких предгорных хребтов (гребней) и стали называться гребенскими казаками. У устья Сунжи и ниже по Тереку возникли укрепленные русские городки (Сунженский в 1567 году, Терки в 1588 году) с постоянным гарнизоном, воеводами и артиллерией. Бассейн Терека становится пограничным рубежом Русского государства. В XVI—'XVIII веках русские гарнизоны и терские казаки совместно с принявшими русское подданство горцами защищали его от персидских и турецко-крымских вторжений. В 1762—1781 годах чеченцы и ингуши добровольно вошли в состав России.

Итогом этого была активизация разнообразных связей чеченцев и ингушей с великим русским народом, другими народами России, отразившаяся в многочисленных исторических, фольклорных и вещественных памятниках. Ф. Энгельс подчеркивал:

«...Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей...»

Традиционные мирные и добрососедские отношения русских и горцев были осложнены с конца XVIII века. Реакционная политика царизма на Северном Кавказе, происки внешних    врагов    России    и кавказских горцев (султанской Турции и шахского Ирана), проповеди религиозной нетерпимости, корыстная политика социальных горских верхов послужили причиной развязывания здесь военных действий, которые охватили значительную часть нашего края.

Однако натравливаемые царской администрацией и местными феодально-религиозными верхами горские и русские крестьяне ни на минуту не переставали думать о мире. Классики русской литературы М. Лермонтов, Л. Толстой и другие, выражая мнение передовых слоев русского общества, в своих произведениях призывали к миру и дружбе русского народа с горцами.

Сохранялись и крепли торгово-экономические и культурные взаимосвязи между различными народами внутри российского государства. С середины XIX века резко активизировалось экономическое развитие нашего края в рамках исторически прогрессивного создания всероссийского рынка, ускоренного роста производительных сил всей страны. Чеченцы и ингуши вовлекались в русло капиталистических отношений.

Крестьянская масса расслаивалась. Возникало кулачество, местная торгово-промышленная буржуазия. Горцы приобщались к великой русской культуре, находили свое место в становлении революционного процесса. В казачьих станицах также проходил процесс социально-имущественного расслоения. Казачья беднота, иногородние, батрачество горели ненавистью к станичным богатеям.

Начало интенсивной разработки в конце XIX века обширных нефтяных месторождений в Чечне и Ингушетии привело к созданию нефтяной промышленности.

Трудящиеся массы Чечни и Ингушетии внесли немалый вклад в историю революционной борьбы. Аграрные волнения в аулах и станицах, начало стачечной деятельности в Грозненском нефтепромышленном районе стали прелюдией к участию трудового народа, и прежде всего пролетариата, в революционном движении 1905—1907 годов.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в жизни трудового народа Чечено-Ингушетии. Но в 1918—1920 годах территория нашей республики, как и весь Кавказ, стала ареной гражданской войны. Провозглашенной на съезде народов Терека молодой Советской власти пришлось вступить в смертельный поединок с контрреволюцией. Враждебная деятельность царских сатрапов, белогвардейские мятежи казачьей верхушки, вооруженные выступления зажиточных слоев горцев, происки империалистических сил внешних врагов (стран Антанты, Турции) — такие трудности предстояло преодолеть Советской власти.

Во главе революционных сил стали посланцы ленинской партии С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, С. Г. Буачидзе и др.

Сто героических дней вписал грозненский пролетариат в летопись гражданской войны. Сто дней в пламенном 1918 году рабочие отбивали натиск во много раз превосходящих численно, отлично вооруженных белогвардейских полчищ. Пролетарский Грозный победил! Он выстоял в этой борьбе потому, что, кроме мужества и преданности лучших своих сынов, он опирался на помощь и сочувствие трудовых масс горского крестьянства и казачества. Разъясняя после этой победы классовую природу Советской власти, Серго Орджоникидзе говорил: «Мы не являемся властью ни чеченцев, ни ингушей, ни русских или грузин; мы власть труда и бедноты без различия веры и национальностей».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru