О чем говорят названия улиц

Щербаков Н. Г.

Трудящиеся республики чтут память своего земляка Героя Советского Союза Ивана Николаевича Заболотного: его именем названа одна из улиц города. Его имя также присвоено типографии, в которой он работал и из которой получил путевку в авиацию.

Улица имени Маташа Мазаева

В канун 20-летия победы над гитлеровской Германией решением исполкома Грозненского городского Совета улица Конотопская стала улицей имени Маташа Мазаева,

* * *

Маташ Мазаев родился в 1908 году в селении Верхний Наур Надтеречного района. В 1920 году с семьей переехал в город Грозный.В 1930 году был призван в Красную Армию, по окончании действительной службы поступил в Киевское бронетанковое училище, которое окончил в 1935 году. 22 июня грозная опасность нависла над нашей Родиной. Воины Красной Армии, весь советский народ встали на ее защиту.

8-й механизированный корпус, в котором командиром батальона служил Маташ Мазаев, вступил в бой в первые часы войны в районе Перемышля. Корпус понес большие потери, отдельные его части попали в окружение, но продолжали сражаться. Среди героев первых битв был и Маташ Мазаев.

26 июня 1941 года танковая дивизия получила задание форсировать реки Стырь, Сытенку и Слоновку, овладеть Лешневым и выйти к Берестечко, чтобы перерезать южные коммуникации немцев. Капитан Мазаев приказывает ударить по кустам на том берегу, где притаились противотанковые пушки. Через несколько секунд из многих танков вылетели белые облачка и растворились в воздухе. Вслед за тем из прибрежных кустов показались вспышки. Это ведут огонь вражеские противотанковые орудия. Но немцы явно поспешили обнаружить себя, огонь их не приносит вреда наступающим танкам. Колонна танков подходит к уцелевшему мосту. После ночного боя фашистское командование не подорвало мост, уверенное, что наступать дано только гитлеровским войскам.

Вражеская артиллерия сосредоточила огонь по мосту, на который вступила машина Мазаева.

Ни на секунду не останавливаясь, Мазаев решил собрать роты вправо от моста, где кустарник переходит в рожь, а потом ворваться в Лешнев не с юга, как, вероятно, ждали немцы, а с востока.

И вдруг, когда все машины приняли боевой порядок, из-за леса, что был справа боевого порядка танков, выскочили одна за другой фашистские машины. Мазаев приказал атаку отставить, наблюдать за танками противника. Расстояние постепенно сокращалось. Гитлеровцы развернулись в боевые порядки и устремились по полю на левый фланг батальона Мазаева.

И тут команда Мазаева и грохот выстрелов слились воедино. Фашистские машины остановились. Вот уже загорелся десяток вражеских машин. Танкисты Мазаева изменили позиции. Немцы немного оправились от первых внезапных выстрелов. Бой разгорелся с новой силой. Не стало ни поля, ни земли, ни леса, ни неба. Только грохот и огонь, дым и пыль. Немцы дрогнули и пустились наутек.

Затем еще не раз машина капитана Мазаева находилась в железных клещах вражеских танков. Казалось, батальон зажат мертвой хваткой, но вокруг загораются десятки вражеских машин и танковый батальон во главе со своим командиром вырывается из железного кольца.

Капитан Мазаев погиб в 1942 году под Сталинградом.

Улица  имени Николая Алексеева

Н. М. Алексеев.

Н. М. Алексеев.

Николай Михайлович Алексеев родился в 1919 году в  Грозном в семье нефтяника. В 1938 году по комсомольской путевке поступил в Грозненский аэроклуб. Это был первый шаг к осуществлению давнишней мечты — стать летчиком. К началу Отечественной войны Алексеев окончил авиационное училище и стал военным летчиком. Перед первым боевым вылетом он писал своим родным:
«...скоро рассвет, и наша эскадрилья вылетит в воздушный бой с врагом. Для меня это будет первый бой. Война есть война. Я не знаю, что ждет меня сегодня в воздухе, но я хочу вам сказать, что буду драться с немцами до тех пор, пока последняя вражеская машина не врежется в землю, пока наше советское небо не будет чисто от фашистских стервятников. Буду драться до тех пор, пока хоть одна капля горячей крови бьется в моем сердце».

С каждым боевым вылетом совершенствовалось мастерство летчика-истребителя Алексеева. На четвертом вылете он сбил первый немецкий самолет. Снарядом своей пушки Николай Алексеев разнес на куски мотор вражеского самолета. И с тех пор каждый боевой вылет приносил ему победу.

В дни исторической битвы на Орловском плацдарме Николай Алексеев совершил 102 боевых вылета, провел 35 воздушных боев, 11 штурмовок вражеских колонн, подавил 7 зенитных точек и сбил 21 вражеский самолет. На его груди блестели ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медаль «За отвагу». Это о нем писала центральная авиационная газета:

«Четверка истребителей старшего лейтенанта Хасина прикрывала действие наших наземных войск. Со стороны солнца внезапно ее атаковали восемь «мессершмиттов-109». Пользуясь преимуществом в высоте, двум немцам удалось зайти    самолетам    в хвост. Видя, что командиру угрожает опасность, старшина Алексеев без колебаний решает спасти Хасина. В тот момент, когда фашист приготовился открыть огонь, Алексеев: резко развернулся и своим самолетом, своим телом прикрыл самолет командира. Сноп пуль ударил в его машину. На подбитом самолете пошел в атаку на немца и сбил его. С другим фрицем расправился сам командир. Закончив бой, Алексеев сумел довести поврежденную машину до аэродрома и благополучно  приземлиться.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru