Город Грозный

Казаков А. И.

Толстой и Садо выскочили на вершину холма, чтобы оглядеть местность. Лев Николаевич заме­тил, как из лесу выехала группа немирных горцев. Крикнув оставшимся у подножья холма товари­щам об опасности, он и Садо поскакали к крепо­сти. Горцы разделились на две группы: одна из них — человек десять — устремилась за писате­лем и его другом. Горцы не стреляли, надеясь, видимо, захватить   их в плен. Толстой на своей резвой лошади мог бы вырваться вперед и ускакать один, но он не бросил верного друга в опас­ности. Вместе им удалось доскакать до того ме­ста, откуда погоню за ними увидел часовой, сто­явший у крепости Грозной. Он поднял тревогу. Горцы прекратили преследование. Толстой и его кунак Садо были спасены. Этот случай стал основой для рассказа «Кавказский плен­ник».

В 1854 году Л. Н. Толстой навсегда покидает Кавказ. Но память о колыбели его творчества жи­вет у него в сердце до конца дней. «Я начинаю любить Кавказ, — писал он впоследствии, — хотя посмертной, но сильной любовью». Известно, что в кармане великого писателя, бежавшего из дому и умершего на железнодо­рожной станции, был найден билет до Владикав­каза. Возможно, Лев Николаевич, всю жизнь стремившийся порвать с ненавистным ему обще­ством, к которому принадлежал, решил снова вернуться в полюбившийся край.

На протяжении всей последующей истории Грозного имя Толстого пользуется особенным уважением жителей города. В 50-е и 60-е годы в крепости Грозной зачитывались его кавказскими рассказами, узнавая прототипы их образов и описания окрестностей крепости.

В 1905 году гневные, обличительные произве­дения последних лет жизни великого русского пи­сателя наряду с революционными прокламация­ми ходили по рукам среди грозненских нефтяни­ков. Имя Толстого можно встретить в обвинитель­ных документах полицейского управления Тер­ской области.

В память о том, что на территории нашей рес­публики начал свое творчество Л. Н. Толстой, селение Старый Юрт переименовано в селение Толстой-Юрт, имя его носит Чечено-Ингушский государственный университет, в станице Старогладовской создан мемориальный музей великого писателя земли русской.

От крепости - к торгово-экономическому и административному центру

Первая ярмарка. В начале января 1850 года несколько почтеннейших горцев из лучших фами­лий по доверенности от «непокорных обществ» об­ратились к начальнику левого фланга Кавказ­ской линии и попросили учредить один раз в ме­сяц трехдневные базары в окрестности крепости Грозной и позволить «непокорным» горцам при­возить на них домашние изделия и продукты для продажи и обмена на разные товары.

С разрешения высшего начальства в начале мая «базар» был открыт. Местом для него, надо полагать, был избран плац перед крепостью, ко­торый находился между левым берегом Сунжи и форштадтом, там, где стоят сейчас старый и но­вый корпуса Грозненского нефтяного института. На этом плацу обычно разбивались палаточные лагеря формируемых воинских частей. Здесь же, на левом (а не на правом, как полагали некото­рые краеведы) берегу Сунжи, на участке между нынешними трамвайным и Ленинским мостами, был первоначально сооружен и базар. Участок этот представлял собой впадину — топкое, боло­тистое, заросшее камышом место. И первые жи­тели Грозной, среди которых оказалось немало земледельцев, ремесленников, мастеровых людей, торговцев, нуждаясь в продаже и обмене товарами, очистили его от камыша, осушили, навезли зем­ли, посыпали песком — и получился базар, ожив­ленный, как и все восточные базары. О том, что плац, а затем и специально оборудованная пло­щадка первоначально были привычным местом торговли, свидетельствует начало поэмы А. По­лежаева «Эрпели», написанной в 1830 году:

Едва под Грозною возник
Эфирный город из палаток
И раздался приветный крик
Учтивых егерских солдаток:
«Вот булки, булки, господа!»
И, чистя ружья на просторе,
Богатыри, забывши горе,
К ним набежали, как вода...

Место, выбранное для базара, по своему рас­положению было удобным. Сюда легко было по­пасть и из крепости, и из форштадта, и из сло­боды горских евреев, а потом и из созданного во­енного поселения. Пользовались базаром и горцы из ближних, мирных, и даже дальних, «немир­ных», сел. Отсюда по правой стороне будущей улицы Дундуковской (ныне проспект Револю­ции) началось строительство торговых лавок, об­разовавших впоследствии своего рода гостиный двор, где спустя некоторое время, по свидетель­ству очевидцев, можно было купить все, начиная от копеечной сальной свечки до модной бархат­ной дамской шляпки и заморских вин и делика­тесов.

Таким образом, Грозная к описываемому пе­риоду стала одним из главных торговых центров на левом фланге. Горцы знали об этом, так как и в периоды немирных отношений с царизмом, не­смотря на запреты со стороны военной админист­рации, не прерывали торговых связей с русски­ми, находившимися в крепости. По свидетельству начальника левого фланга генерал-майора Пулло, до 40 тысяч горцев приходили ежегодно на по­граничную линию для сбыта продуктов. Вот по­чему уставшие от военных лишений горцы ме­стом для базара избрали Грозную. На базар, по сути дела превратившийся в ярмарку, съехались до пятисот арб «непокорных» чеченцев с женами и даже детьми, говорится в книге профессора Н. П. Гриценко «Истоки дружбы», Ярмарка про­должалась три дня. Горцы привезли для продажи съестные припасы, шкуры, сукна, ковры. Приоб­рели у русских торговцев промышленные товары, ткани, калмыцкий чай и др. Запрещено было торговать и той и другой стороне оружием, желе­зом и хлебом — это считалось «стратегическим товаром ».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru