Толстой и Садо выскочили на вершину холма, чтобы оглядеть местность. Лев Николаевич заметил, как из лесу выехала группа немирных горцев. Крикнув оставшимся у подножья холма товарищам об опасности, он и Садо поскакали к крепости. Горцы разделились на две группы: одна из них — человек десять — устремилась за писателем и его другом. Горцы не стреляли, надеясь, видимо, захватить их в плен. Толстой на своей резвой лошади мог бы вырваться вперед и ускакать один, но он не бросил верного друга в опасности. Вместе им удалось доскакать до того места, откуда погоню за ними увидел часовой, стоявший у крепости Грозной. Он поднял тревогу. Горцы прекратили преследование. Толстой и его кунак Садо были спасены. Этот случай стал основой для рассказа «Кавказский пленник».
В 1854 году Л. Н. Толстой навсегда покидает Кавказ. Но память о колыбели его творчества живет у него в сердце до конца дней. «Я начинаю любить Кавказ, — писал он впоследствии, — хотя посмертной, но сильной любовью». Известно, что в кармане великого писателя, бежавшего из дому и умершего на железнодорожной станции, был найден билет до Владикавказа. Возможно, Лев Николаевич, всю жизнь стремившийся порвать с ненавистным ему обществом, к которому принадлежал, решил снова вернуться в полюбившийся край.
На протяжении всей последующей истории Грозного имя Толстого пользуется особенным уважением жителей города. В 50-е и 60-е годы в крепости Грозной зачитывались его кавказскими рассказами, узнавая прототипы их образов и описания окрестностей крепости.
В 1905 году гневные, обличительные произведения последних лет жизни великого русского писателя наряду с революционными прокламациями ходили по рукам среди грозненских нефтяников. Имя Толстого можно встретить в обвинительных документах полицейского управления Терской области.
В память о том, что на территории нашей республики начал свое творчество Л. Н. Толстой, селение Старый Юрт переименовано в селение Толстой-Юрт, имя его носит Чечено-Ингушский государственный университет, в станице Старогладовской создан мемориальный музей великого писателя земли русской.
От крепости - к торгово-экономическому и административному центру
Первая ярмарка. В начале января 1850 года несколько почтеннейших горцев из лучших фамилий по доверенности от «непокорных обществ» обратились к начальнику левого фланга Кавказской линии и попросили учредить один раз в месяц трехдневные базары в окрестности крепости Грозной и позволить «непокорным» горцам привозить на них домашние изделия и продукты для продажи и обмена на разные товары.
С разрешения высшего начальства в начале мая «базар» был открыт. Местом для него, надо полагать, был избран плац перед крепостью, который находился между левым берегом Сунжи и форштадтом, там, где стоят сейчас старый и новый корпуса Грозненского нефтяного института. На этом плацу обычно разбивались палаточные лагеря формируемых воинских частей. Здесь же, на левом (а не на правом, как полагали некоторые краеведы) берегу Сунжи, на участке между нынешними трамвайным и Ленинским мостами, был первоначально сооружен и базар. Участок этот представлял собой впадину — топкое, болотистое, заросшее камышом место. И первые жители Грозной, среди которых оказалось немало земледельцев, ремесленников, мастеровых людей, торговцев, нуждаясь в продаже и обмене товарами, очистили его от камыша, осушили, навезли земли, посыпали песком — и получился базар, оживленный, как и все восточные базары. О том, что плац, а затем и специально оборудованная площадка первоначально были привычным местом торговли, свидетельствует начало поэмы А. Полежаева «Эрпели», написанной в 1830 году:
Едва под Грозною возник
Эфирный город из палаток
И раздался приветный крик
Учтивых егерских солдаток:
«Вот булки, булки, господа!»
И, чистя ружья на просторе,
Богатыри, забывши горе,
К ним набежали, как вода...
Место, выбранное для базара, по своему расположению было удобным. Сюда легко было попасть и из крепости, и из форштадта, и из слободы горских евреев, а потом и из созданного военного поселения. Пользовались базаром и горцы из ближних, мирных, и даже дальних, «немирных», сел. Отсюда по правой стороне будущей улицы Дундуковской (ныне проспект Революции) началось строительство торговых лавок, образовавших впоследствии своего рода гостиный двор, где спустя некоторое время, по свидетельству очевидцев, можно было купить все, начиная от копеечной сальной свечки до модной бархатной дамской шляпки и заморских вин и деликатесов.
Таким образом, Грозная к описываемому периоду стала одним из главных торговых центров на левом фланге. Горцы знали об этом, так как и в периоды немирных отношений с царизмом, несмотря на запреты со стороны военной администрации, не прерывали торговых связей с русскими, находившимися в крепости. По свидетельству начальника левого фланга генерал-майора Пулло, до 40 тысяч горцев приходили ежегодно на пограничную линию для сбыта продуктов. Вот почему уставшие от военных лишений горцы местом для базара избрали Грозную. На базар, по сути дела превратившийся в ярмарку, съехались до пятисот арб «непокорных» чеченцев с женами и даже детьми, говорится в книге профессора Н. П. Гриценко «Истоки дружбы», Ярмарка продолжалась три дня. Горцы привезли для продажи съестные припасы, шкуры, сукна, ковры. Приобрели у русских торговцев промышленные товары, ткани, калмыцкий чай и др. Запрещено было торговать и той и другой стороне оружием, железом и хлебом — это считалось «стратегическим товаром ».