Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Особенности культуры восточного варианта выявлены благодаря более чем 100 памятникам, поселениям, могильникам, отдельным вещевым комплексам и кладам воинского снаряжения VIII—VII вв. до н.э. Наиболее известные из них Сержень-Юртовское, Алхастинское, Бамутское, Нестеровское, Курчалоевское поселения; могильники Пседахский, Ахловский, Нестеровский, Луговой, Урус-Мартановский, Сержень-Юртовский, Майртуп, Ахкинчу-Борзой, Аллероевский, Исти-Суйский и частично Зандакский; клад у с. Кескем. Все они позволяют документировать разные периоды развития кобанской культуры в Аргуно-Сунженском бассейне и междуречье Хулхулау и Аксай.

По основам своего быта, уклада, хозяйства восточные кобанцы в эпоху поздней бронзы были оседлыми племенами, глубоко местными по своим корням, но впитавшими и творчески воспринимавшими чужеродные культурные элементы. Определяющими облик материальной культуры оказались те элементы, что были характерны и для населения районов Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Кисловодской котловины и Пятигорья и горных районов Карачаево-Черкесии.

Восточные кобанцы обитали в небольших поселениях, не имевших строгой планировки. Некоторые из поселений (Сержень-Юрт) имели естественно укрепленные убежища на случай опасности. В настоящее время известно не менее 50 поселений, но степень изученности их различна и в целом не достаточна. Лучше всего обследованы Сержень-Юртовское, Бамутское, Алхастинское, Нестеровское поселения и Курчалоевский зольник. По характеру культурных слоев они обнаруживают большое сходство с поселениями центрального варианта кобанской культуры (Змейское поселение).

Для поселений восточного варианта характерны наземные «турлучного» типа дома со стенами, возведенными из плетня и обмазанными глиной. Нижняя часть зданий укреплялась глиняными блоками (Сержень-Юрт) или булыжником (Сержень-Юрт, Бамут). Планировку поселка, вернее, ее элементы удалось зафиксировать лишь на Сержень-Юртовском поселении. Здесь четко выявлено поквартальное размещение бытовых комплексов (жилищ, производственных и культовых сооружений), разделенных узкими улицами. Улицы были вымощены булыжником среднего размера. Всего в слое конца XI-VII вв. до н.э. открыты 4 такие мостовые.

Мостовые Сержень-Юртовского поселения пока уникальны в археологии Кавказа. Они являются ценным свидетельством бытования элементов сельского благоустройства у населения восточного варианта кобанской культуры. Мостовые - явление местное, порожденное конкретными условиями быта, но возникшее на Северо-Восточном Кавказе, возможно, еще в конце II тысячелетия до н.э.

Приемы домостроительства во всех поселениях восточного варианта кобанской культуры были одинаковыми. Поквартальное разделение поселка, остатки многокомнатных помещений показывают, что основной хозяйственной единицей у восточных кобанцев в начале I тысячелетия до н.э. была большая патриархальная семья.

Кладбища населения восточного варианта кобанской культуры располагались вблизи поселений. Для погребального обряда характерны грунтовые могильники, с захоронениями по обряду ингумации, индивидуальные, изредка парные, в скорченной позе на боку. Особенность некоторых могил: захоронение вместе с покойным взнузданного коня. Особенно выразительны в этом плане погребения у с. Сержень-Юрт.

Основу хозяйства племен восточного варианта кобанской культуры в первой половине I тысячелетия до н.э. составляли скотоводство и земледелие. Скотоводство горной зоны специализировалось на разведении мелкого рогатого скота, в основном овец. В предгорных районах оно носило придомный характер, с преобладанием в стаде свиней. Крупный и мелкий рогатый скот на летний период отгонялся на горные пастбища, а зимой содержался на заготовленных кормах. Заметное место в скотоводстве занимало разведение коней.

Домашние ремесла восточных кобанцев в ряде элементов глубоко традиционны. В гончарстве они сказывались в доживании до эпохи раннего железа орнаментов и форм сосудов, а также в технологии эпохи бронзы. В металлообработке такие методы, как ковка, литье в одностворчатых формах, литье по восковой модели, чеканка пунсонного орнамента, уходят своими корнями во II тысячелетие до н. э., а может, и в более раннее время. В равной степени это относится и к некоторым формам металлических изделий (булавки с волютообразными навершиями, многовитковые браслеты, круглые височные кольца, очковидные привески и т. д.).

Можно говорить о древних основах культурного наследия нахского этноса потому, что археологи располагают тысячами древних изделий художественной выразительности разных этапов развития восточного варианта кобанской культуры. Эта серийность многих категорий вещей позволяет проследить их эволюцию не только в форме, но и во времени.

По совокупности материальных признаков-маркеров, например, таких, как мелкие особенности погребального обряда, не повторяющиеся нигде специфические формы личных украшений костюма и головного убора, особая манера сочетания разных форм предметов, выявляется в целом своеобразный культурный регион, где на протяжении длительного времени прослеживается уникальное проецирование сходных этнографических (и палеоэтнографических) черт на один и тот же этнос. Изучение всей совокупности данных позволило нащупать основополагающее число археологических критериев, несущих этногенетическую информацию. Главные из них, на мой взгляд, следующие:

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru