Город Грозный

Шабаньянц Н. Ш.

Река часто смывала дома и другие постройки, нанося жителям города большие беды.Один из корреспондентов дал такое описание Грозного тех лет: «...улицы его грязны, узки и не мощены, а дома самой первобытной культуры... ни водосточных труб, ни троту­аров, ни канав - ничего здесь нет. Стоит этот закоулок на­шего обширного отечества жалкий и ободранный, точно ого­ленное дерево, и царит в нем вечная тишина, точно на клад­бище».

Во всем Грозном к 1911 году было лишь несколько двух - трехэтажных зданий, в том числе небольшая гостиница на Кузнецкой улице (ныне улица Гвардейская) с громким на­званием «Гранд-Отель», гостиница «Франция» на улице Дундуковской (проспект Революции), здания женской гимназии и реального училища (школы № 1 и 2),  городской думы на улице Дворянской (сейчас там Грозненский сельский райком партии и редакции газет «Ленинский путь», «Сердало»)  и здание Азово-Донского коммерческого банка.Дворянская улица  была центром  городской торговли фруктами и овощами, причем продажа шла прямо на тротуаре.

Об антисанитарии города почти ежедневно сообщалось в газетах. «Нас просят обратить внимание кого следует, - писала газета «Терский край», - на кране антисанитарное состояния Граничной улицы (ныне проспект Победы). В канаве её, в особенности канаве ст. Грозненской, лежат и разлагаются павшие животные. Некоторые улицы станицы представляют из себя скорее помойные ямы, чем улицы». «Мы уже отмечали, - говорилось в другом номере газеты «Терский край», - что санитарное состояние города весьма неудовлетворительно, что, конечно, тяжело отзывается на заболеваемости населения». Бюджет города был намного меньше, чем бюджеты других городов Терской области: Георгиевска, Кизляра и Моздока. В 1909 году, например, он составлял 153 тысячи, из них 40 тысяч рублей было затрачено на содержание полиции. Для ночного освещения в городе имелось всего сорок фонарей с керосиновыми лампами или стеариновыми свечами, отчего часто вспыхивали пожары.  Только  в 1911 году было 28 крупных пожаров, от которых сгорело много лавок, магазинов, домов.

В плохую погоду улицы города утопали в грязи, толщина ее на улице Дворянской, Дундуковской и других достигала 30 40 сантиметров. В местных газетах тех лет можно было прочесть: «…25 февраля около так называемой Красной церкви затонул воз, принадлежащий казаку Калиновской станицы. Лошадь сломала ногу».

Или: «…вечером 30 ноября г. Грозный был отмечен небывалым происшествием. Позади армянской церкви (у сквера имени М. Ю. Лермонтова со стороны проспекта Революции. – Н.Ш.) в большой луже был найден под застрявшим фургоном с лошадью труп по­жилого мужчины. Человек этот утонул в центре города недалеко от всегда оживленного биографа (кинотеатра  — Н.Ш.) «Прогресс».  «...Так дальше нельзя, - призывали газеты. - Дело дошло до того, что на всю империю прогремели. Все газеты перепечатали, как человек в центре Грозного в грязи утонул...»

Первое замощение булыжными камнями было произведе­но в 1913 году и только одной улицы Вокзальной (ныне ули­ца Комсомольская). Первый план города с нанесением основной существую­щей застройки был составлен в 1817 году, когда город имел не более 20 улиц.

На этом плане показаны не только существовавшие зда­ния и кварталы, но контурно намечены новые улицы и террито­рии для будущей застройки. Район сквера имени А. П. Чехо­ва (в прошлом место крепости) стал к тому времени административным, культурным и торговым центром, дикто­вавшим дальнейшее направление в развитии города. Жилые кварталы левобережной части города имели самые различ­ные размеры и очертания, отражавшие бессистемность. На противоположном, правом, берегу реки Сунжи сетка улиц от­личалась большей четкостью, кварталы имели более правиль­ную форму и почти одинаковый размер, хотя внутриквартальная застройка была такой же неорганизованной и хао­тичной, как и в левобережной части города.

Вместе с тем надо отметить, что в городе уделялось вни­мание озеленению улиц и площадей. Под рубрикой «Местная жизнь» газета «Терский край» писала: «По постановлению Думы охрана древесных насаждений, цветов в городском саду (ныне сквер Дворца пионеров и школьников – Н.Ш.) и палисадниках возложена на граждан г. Грозного, а по­тому городская управа обращается с покорнейшей просьбой— предупреждать порчу древесных посадок, цветов и травы». Широкие бульвары, иногда с посадкой деревьев в несколько рядов, скрывали убожество застройки, скрашивали непри­глядную картину Грозного.

Город и население росли. «Черное золото» выкачивали все, особенно иностранные бизнесмены. Строительство желез­ной дороги во многом предопределило планировочную струк­туру города, размещение селитебных территорий и промыш­ленных предприятий.

В 1892 году инженеры-путейцы проводили изыскания трассы Владикавказской железной дороги к порту Петровск (ныне город Махачкала Дагестанской АССР). Предполагалось проложить дорогу прямой линией через Грозный. И это было бы правильным в части размещения промышленности, ори­ентации, так как город тогда расположился бы в стороне Горячеисточненской горы, на возвышенности с чистым воз­душным бассейном. Преследуя эту цель, инженеры-путейцы обратились к городскому самоуправлению, возглавляемому неким Куликовым, с предложением об отчуждении земель для строительства железной дороги, станции, депо и служб. Вместо помощи путейцам хозяева города потребовали пла­тить им по 60 рублей за каждую квадратную сажень земли, Это фактически было отказом от разумных предложений. Пу­тейцы были вынуждены обратиться к станице Грозненской, которая хотя и размещалась с юго-западной части города, но в состав его не входила.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru