Река часто смывала дома и другие постройки, нанося жителям города большие беды.Один из корреспондентов дал такое описание Грозного тех лет: «...улицы его грязны, узки и не мощены, а дома самой первобытной культуры... ни водосточных труб, ни тротуаров, ни канав - ничего здесь нет. Стоит этот закоулок нашего обширного отечества жалкий и ободранный, точно оголенное дерево, и царит в нем вечная тишина, точно на кладбище».
Во всем Грозном к 1911 году было лишь несколько двух - трехэтажных зданий, в том числе небольшая гостиница на Кузнецкой улице (ныне улица Гвардейская) с громким названием «Гранд-Отель», гостиница «Франция» на улице Дундуковской (проспект Революции), здания женской гимназии и реального училища (школы № 1 и 2), городской думы на улице Дворянской (сейчас там Грозненский сельский райком партии и редакции газет «Ленинский путь», «Сердало») и здание Азово-Донского коммерческого банка.Дворянская улица была центром городской торговли фруктами и овощами, причем продажа шла прямо на тротуаре.
Об антисанитарии города почти ежедневно сообщалось в газетах. «Нас просят обратить внимание кого следует, - писала газета «Терский край», - на кране антисанитарное состояния Граничной улицы (ныне проспект Победы). В канаве её, в особенности канаве ст. Грозненской, лежат и разлагаются павшие животные. Некоторые улицы станицы представляют из себя скорее помойные ямы, чем улицы». «Мы уже отмечали, - говорилось в другом номере газеты «Терский край», - что санитарное состояние города весьма неудовлетворительно, что, конечно, тяжело отзывается на заболеваемости населения». Бюджет города был намного меньше, чем бюджеты других городов Терской области: Георгиевска, Кизляра и Моздока. В 1909 году, например, он составлял 153 тысячи, из них 40 тысяч рублей было затрачено на содержание полиции. Для ночного освещения в городе имелось всего сорок фонарей с керосиновыми лампами или стеариновыми свечами, отчего часто вспыхивали пожары. Только в 1911 году было 28 крупных пожаров, от которых сгорело много лавок, магазинов, домов.
В плохую погоду улицы города утопали в грязи, толщина ее на улице Дворянской, Дундуковской и других достигала 30 40 сантиметров. В местных газетах тех лет можно было прочесть: «…25 февраля около так называемой Красной церкви затонул воз, принадлежащий казаку Калиновской станицы. Лошадь сломала ногу».
Или: «…вечером 30 ноября г. Грозный был отмечен небывалым происшествием. Позади армянской церкви (у сквера имени М. Ю. Лермонтова со стороны проспекта Революции. – Н.Ш.) в большой луже был найден под застрявшим фургоном с лошадью труп пожилого мужчины. Человек этот утонул в центре города недалеко от всегда оживленного биографа (кинотеатра — Н.Ш.) «Прогресс». «...Так дальше нельзя, - призывали газеты. - Дело дошло до того, что на всю империю прогремели. Все газеты перепечатали, как человек в центре Грозного в грязи утонул...»
Первое замощение булыжными камнями было произведено в 1913 году и только одной улицы Вокзальной (ныне улица Комсомольская). Первый план города с нанесением основной существующей застройки был составлен в 1817 году, когда город имел не более 20 улиц.
На этом плане показаны не только существовавшие здания и кварталы, но контурно намечены новые улицы и территории для будущей застройки. Район сквера имени А. П. Чехова (в прошлом место крепости) стал к тому времени административным, культурным и торговым центром, диктовавшим дальнейшее направление в развитии города. Жилые кварталы левобережной части города имели самые различные размеры и очертания, отражавшие бессистемность. На противоположном, правом, берегу реки Сунжи сетка улиц отличалась большей четкостью, кварталы имели более правильную форму и почти одинаковый размер, хотя внутриквартальная застройка была такой же неорганизованной и хаотичной, как и в левобережной части города.
Вместе с тем надо отметить, что в городе уделялось внимание озеленению улиц и площадей. Под рубрикой «Местная жизнь» газета «Терский край» писала: «По постановлению Думы охрана древесных насаждений, цветов в городском саду (ныне сквер Дворца пионеров и школьников – Н.Ш.) и палисадниках возложена на граждан г. Грозного, а потому городская управа обращается с покорнейшей просьбой— предупреждать порчу древесных посадок, цветов и травы». Широкие бульвары, иногда с посадкой деревьев в несколько рядов, скрывали убожество застройки, скрашивали неприглядную картину Грозного.
Город и население росли. «Черное золото» выкачивали все, особенно иностранные бизнесмены. Строительство железной дороги во многом предопределило планировочную структуру города, размещение селитебных территорий и промышленных предприятий.
В 1892 году инженеры-путейцы проводили изыскания трассы Владикавказской железной дороги к порту Петровск (ныне город Махачкала Дагестанской АССР). Предполагалось проложить дорогу прямой линией через Грозный. И это было бы правильным в части размещения промышленности, ориентации, так как город тогда расположился бы в стороне Горячеисточненской горы, на возвышенности с чистым воздушным бассейном. Преследуя эту цель, инженеры-путейцы обратились к городскому самоуправлению, возглавляемому неким Куликовым, с предложением об отчуждении земель для строительства железной дороги, станции, депо и служб. Вместо помощи путейцам хозяева города потребовали платить им по 60 рублей за каждую квадратную сажень земли, Это фактически было отказом от разумных предложений. Путейцы были вынуждены обратиться к станице Грозненской, которая хотя и размещалась с юго-западной части города, но в состав его не входила.