Оплот революции
«Черная лихорадка». 1 мая 1893 года 1 грозненский вокзал прибыл первый поезд. Спустя два месяца крупный предприниматель И. К. Ахвердов приступил к бурению скважины на Ермоловском участке. Бурили ее новым способом при помощи паровой машины. Бригаду буро! ков во главе с мастером Н. П. Муравьевым пригласили из Баку. Руководил работами инженер Л. Баскаков. Бурили без малого сто дней. 6 октября, на рассвете, когда глубина скважины достигла 131 метра, из нее ударил мощный фонт нефти.
Эта скважина стала началом развития грозненской нефтяной промышленности. Инженер А. Коншин писал: «...Я глубоко убежден в одном, что Грозный еще многие десятки лет с честью поддержит свою репутацию второго после Баку нефтяного месторождения в России...» В этом у: никто не сомневался, когда на буровой скважине № 7/977 из глубины 140 метров забил грандиозный фонтан нефти. В первые дни она давала более 16 тысяч тонн в сутки. Фонтаны грозненской нефти привлекли внимание российских и зарубежных капиталистов. В Грозном они нашли сказочное богатство. У новых «хозяев» глаза разбежались от жадности. Дрались между собой из-за каждого клочка нефтеносной земли. Буровые вышки ставили на границах своих земель — так, чтобы можно было добраться до пластов соседа и украсть у него часть нефти.
Нефтяное дело в Грозном развивается семимильными шагами. Совершенствуется техника добычи и переработки горючего. На промыслах широко применяются паровые двигатели, канатное бурение, трубопроводы. Постепенно используется электроэнергия. Правда, сначала только для освещения буровых и домов начальников. К концу XIX века вместо кустарных промыслов в северо-западной части города возникли крупные капиталистические предприятия. Их владельцами были известные русские и иностранные фирмы: общество Ахвердова и К°, наследников Максимова, Московское нефтепромышленное общество, общество «Русский стандарт», торговый дом «Шпис, Стукен и К°» и др. В «дело» предприниматели вложили 25 миллионов рублей. Добыча нефти достигла 40 миллионов пудов в год.
Вместе с ростом добычи нефти развивалась нефтеперерабатывающая промышленность. Вдоль железной дороги за станицей Грозненской сложился Заводской район. К 1900 году здесь действовали четыре нефтеперерабатывающих завода: опять же общества Ахвердова и К° (построен в 1895 году), общества Владикавказской железной дороги (в 1896 году), «Успех» Исаковича, «Надежда» Левита. Самыми крупными из них были заводы обществ Ахвердова и К" и Владикавказской железной дороги. Годовая производительность последнего составляла 4,8 миллиона рублей. На нем трудились 186 рабочих.
Промышленность Грозного представляли не только предприятия по добыче и переработке нефти — появились и обслуживающие их заводы: два чугунолитейных и механический по изготовке и ремонту оборудования буровых скважин — «Молот» (1896 год), положивший начало нашему прославленному флагману машиностроения заводу «Красный молот». Возникло несколько котельно-механических мастерских, мукомольную промышленность представляли паровая (с оборотом около 400 тысяч рублей в год) и водяная мельницы. Действовали два пивоваренных и два завода минеральных вод.
К концу XIX века установились прочные связи Грозного с индустриальными центрами Приазовья, Черноморья, Москвы и Подмосковья, Урала, Украины. В них шли нефть и нефтепродукты (керосин), оттуда в наш город поступали лесоматериалы, уголь, железо и металлические изделия, цемент, машины, текстиль. Население Грозного, по данным переписи 1897 года, по сравнению с 1890 годом возросло с 6 тысяч до 15 564 человек, то есть более чем в 2,6 раза. Из общего количества населения жизнь более 10 тысяч, или 64,7 процента, была связана и зависела от промышленности. Только одних рабочих на нефтяных промыслах работало более 2 тысяч. Грозный из торгово-промышленного города превратился в промышленно-торговый.
Жизнь черней мазутных вышек... И снова потянулись к нему переселенцы из Центральной России, «голытьба» из казачьих станиц и горских аулов. Но в Грозном их ждали каторжный труд и беспросветная нужда. Нефтепромышленники, старавшиеся сорвать побольше барышей, не были заинтересованы в улучшении положения рабочих. Им приходилось надрываться на промыслах по 12—18 часов в сутки. Получали же гроши. Жили в грязных, вонючих бараках. Ни учителей, ни врачей за три версты от промыслов нельзя было найти. Не хватало даже воды. Ее привозили в бочках из Сунжи и выдавали по талонам. Торговцы бессовестным образом обирали покупателей, пользуясь тем, что идти с промыслов до города далеко, а созданный совет терских нефтепромышленников делал вид, что занят решением этих вопросов. Так, вопрос о строительстве на промыслах на средства совета больницы» водопровода «решался» 12 лет, а об открытии школы — еще больше. Техника безопасности не соблюдалась.