В братской семье советских народов

60 лет автономии ЧИАССР

Председательствующий на съезде Ной Буачидзе спросил, не будут ли ингуши драться с новой властью. Мы категорически заявили, что Советская власть ведет ингушский трудовой народ к счастью и мы готовы подчиниться ей.

Съезд принял решение об образовании Терской советской республики. Мы разъехались по местам, власть приступила к проведению в жизнь решений съезда.

Ю. Албогачиев, делегат I и II съездов народов Терской области.

На коммунистических субботниках в Грозном

После разгрома контрреволюции в 1920 году рабочие города Грозного приступили к восстановлению нефтяной промышленности, заводов и железнодорожного узла.

По призыву Грозненской партийной организации всюду стали проходить массовые коммунистические субботники. Юноши и девушки заводов, предприятий, учреждений, нефтяных промыслов и железнодорожного узла, вооруженные лопатами, метлами и другим инструментом, со знаменами в руках, плакатами и революционными песнями ходили на работу.

Убирали от мусора, всякого хлама, старых, ломаных рессор депо, заводские цеха, занимались благоустройством улиц, скверов, площадей родного города. Тысячи рабочих, юношей и девушек, выходили работать на строительство Старопромысловской железнодорожной ветки, возводили насыпь земляного полотна, растянув фронт работы на 3—4 километра, а навстречу нам шли старопромысловцы. Хорошо мне запомнился общенародный воскресник на строительстве железной дороги, проходивший 3 апреля 1921 года.

На этот день приходился большой церковный праздник, первый день пасхи. Вот тогда более пятнадцати тысяч грозненцев по призыву Грозненской партийной организации пошли не в церковь, куда их звали заунывные церковные колокола, а стройными рядами, под звуки духового оркестра, с громкими революционными песнями, со знаменами, плакатами в руках — строить железную дорогу.

И таких коммунистических субботников у комсомольцев Грозненской организации было на счету несколько десятков. С неиссякаемой энергией и комсомольским огоньком мы трудились на этих субботниках и воскресниках, не зная устали, и хотелось сделать как можно больше и больше.

Прошло немного времени, и железнодорожная колея соединилась в районе станции имени Катаямы, а еще немного позже она протянулась по всему району. Тогда это была для нас, комсомольцев, первая комсомольская стройка, тогда на этой стройке трудились все комсомольцы Грозненской и Старопромысловской организаций.

Главный конвейер Грозненского радиотехнического завода

Главный конвейер Грозненского радиотехнического завода

Там, где десятилетиями проходила пыльная столбовая дорога на Старые нефтяные промыслы, паровоз «Компашка» дал длинный свисток, фыркнул, выбросил огромные клубы пара, вздрогнул, плавно тронулся с места и все больше и больше стал набирать скорость, а за ним громыхали по стальной колее окрашенные в зеленый цвет пассажирские вагоны,    переделанные из товарных. То в одном, то в другом месте скрипели тормоза и лязгали буфера вагонов. Люди впервые на Старые промыслы ехали на железнодорожном транспорте, обгоняя телеги. Сколько было радостных улыбок у людей, совершивших поездку на транспорте, построенном собственными руками. Они любовались широкими просторами степных полей, где-то под стук колес из вагонов доносилась песня:

Наш паровоз, вперед лети!
В коммуне остановка...

Железная дорога ускорила восстановление нефтяной промышленности тем, что теперь в сотни раз быстрее, чем на старом, гужевом транспорте, доставлялось необходимое промышленное оборудование и другой материал.

Пусть знают наши дети, внуки и правнуки, что железная дорога — путь в будущее — построена их дедами, отцами, матерями, комсомольцами первого поколения, в трудные годы. Работали тогда в субботу, воскресенье, добровольно, без всякой платы, в свободное от работы время. «Разве это не величайший героизм? Разве это не начало поворота, имеющего всемирно-историческое значение?» — писал Владимир Ильич Ленин 28 июня 1919 года в статье «Великий почин» о коммунистических субботниках.

Давно построена железная дорога на Старые промыслы. Теперь ни Старые промыслы, ни города не узнать. Старые промыслы почти соединились с городом, рядом с железной дорогой, вместо выжженной солнцем степи, ухабистой пыльной дороги, протянулась асфальтовая трасса, по обе стороны этих дорог построены красивые дома и посажено много фруктовых садов.

Родной наш город Грозный обновился и помолодел...

Т. Дычко, член КПСС с 1924 года, персональный пенсионер.

Будни великих строек

Все дальше в историю уходят легендарные двадцатые годы, годы первых пятилеток. То было время, когда и мы, сегодняшние ветераны, и наше рабоче-крестьянское государство были совсем молоды, делали свои первые трудные, но уверенные шаги.

Депутат Верховного совета ЧИАССР, электросварщица завода Красный Молот С. Умалатова

Депутат Верховного совета ЧИАССР, электросварщица завода Красный Молот С. Умалатова

Отгремела революция, народ победил и с жаром, с невиданным энтузиазмом взялся за мирное строительство. В начале двадцатых годов я был секретарем Чеченского окружного комитета комсомола и не понаслышке знаю, как голодные, парни и девчата работали от темна до темна, чтобы разрушенные и сожженные промыслы как можно скорее дали молодой республике Советов долгожданную нефть. И вот в феврале 1924 года вышло постановление ВЦИК, в котором говорилось, что за героическую борьбу против контрреволюции и восстановление нефтяной промышленности грозненский пролетариат награждается орденом Красного Знамени. Трудно передать ту радость, с которой комсомольцы и молодежь, все трудящиеся Грозного встретили эту весть. Она окрылила нас, придала новые силы. И когда через несколько лет был утвержден первый пятилетний план, мы были полны решимости выполнить его досрочно.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru