Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

Работа пошла быстрее, смета пухла день ото дня, но когда был возведен фасад здания, то грозненцы остолбенели от изумления: он был выстроен совсем не по проекту, а на казарменный лад. Потребовали объяснения у строителя Голубинцева. Тот ответил: «Производитель работ Станевич дал мне проект, заклеенный другим... Я не подозревал о существовании заклеенного проекта и натолкнулся на него случайно». И снова начались судебные склоки.

Таких «страниц» в летописи деятельности «отцов — радетелей города» не счесть. Из-за бездеятельности думы при проведении железной дороги через Грозный станция была построена не на городской земле, а на землях станицы Грозненской. В результате и заводы и фабрики стали строиться на станичных землях, поближе к вокзалу, отчего город потерпел большие убытки.

Открытый, беззастенчивый грабеж городских средств, спекуляция нефтеносными участками, непрекращающиеся склоки и мордобои на заседаниях, наряду с полным равнодушием к насущным нуждам города, который, как и десятки лет назад, тонул в грязи и кромешной тьме по ночам, — таковы будни Грозненской городской думы. «Мы уже не ждем от наших «отцов города»... — писалось в одной из грозненских газет, — пользы... и мечтаем только о том, чтобы они не приносили хотя бы вреда...»

«Именины»

Праздник города Грозного, его «именины» отмечались и до революции. Это было более ста лет назад и связано с религиозным культом. На территории нынешнего Комсомольского сквера находилась одна из самых старых церквей города, построенная еще во времена крепости Грозной. Возвели ее в честь архангела Михаила, этого «верховного военачальника в космической войне с врагами бога, ангела-хранителя всех христиан», как величали его согласно принятой небесной иерархии, и стали считать покровителем Грозного, а его престольный праздник, отмечавшийся ежегодно восьмого ноября, — днем «именин» города.

Такие же «именины» отмечали и в станице Грозненской: они были связаны с престольным праздником святых Козьмы и Демьяна, в честь которых казаки возвели собор, стоявший на месте, занимаемом нынче Чечено-Ингушским пединститутом.

«Именины» начинались торжественным богослужением. Возведя очи к церковному куполу, сквозь оконца которого едва брезжил осенний свет, городские и станичные прихожане мысленно каялись в грехах и просили своих святых заступников похлопотать о них перед богом.

Отстояв богослужение и переложив заботу об отпущении им грехов на своих святых покровителей, горожане и станичники с чистой совестью отправлялись отмечать «именины» города и станицы в... кабаки, духаны, а кто побогаче — в рестораны и другие злачные места. И «именины», подобно другим религиозным праздникам, начинавшиеся торжественно, чинно, заканчивались, как правило, диким разгулом, драками. Да такими, что, как говорит мудрая народная поговорка, хоть святых выноси. После них местные газеты в разделе «Хроника» еще много дней описывали скандальные истории. Вот некоторые из этих сообщений.

В ноябре 1910 года газета «Терское эхо» сообщала, что запьянствовавший помощник атамана Енин, отбивая у купцов, тоже бывших «под градусом», девок легкого поведения, взломал, — точнее говоря, — вышиб дверь в буфете торгаша спиртным Сорокина и устроил там погром. Можно не сомневаться, что запьянствовало станичное начальство в день «именин».

Через некоторое время, уже после прошедшего престольного праздника архангела Михаила, то есть «именин» Грозного, та же газета писала, что полицейский Нейман, будучи в нетрезвом состоянии, учинил скандал в цирке. Однако и директор цирка не остался в накладе у блюстителей порядка и, в свою очередь, избил городового. Подобные заметки можно было прочитать и в другой грозненской газете «Терский край».

Однако далеко не всегда скандалы оканчивались легкими потасовками. Так, «Терские ведомости» в одном из своих номеров писали, что в драке в станице Грозненской был убит духанщик Кунтиков, трое других избитых отправлены в госпиталь. Надежды на их выздоровление не было...

Рынок

Центральный рынок. С каждым годом благоустроенней становится его территория. Построены гостиница, кафе «Колос», крытые павильоны. Особенно красив главный из них. Его громадный серебристый купол хорошо виден со всех сторон. Рынок нисколько не портит вида похорошевшего и даже помолодевшего нашего города.

А как выглядело это место в прошлом, до революции? На этот вопрос дают ответы корреспонденции и заметки из Грозного, регулярно появлявшиеся на страницах газеты «Терские ведомости». В одной из них, напечатанной в 1892 году в форме путевых заметок, говорится: «Но вот и Грозный. Налево от дороги казармы, направо овины, посередине площадка, усеянная костями животных. Стая ворон и бродячих собак, отбивая друг у друга добычу, исправляют недостатки грозненской ассенизации. Город стоит на нефтеносной почве, доставляющей ему капитал в 127 000 рублей ежегодно, и все-таки остается, по внутренним наклонностям и внешнему виду, зажиточным селом, которого лишь слегка коснулись требования современной культуры...»

Внесем существенную поправку в записки путешественника Владыкина: он описал не Грозный, а станицу Грозненскую, которая была отделена от города всего одной улицей с выразительным названием — Граничная (ныне проспект Победы). Станица Грозненская действительно была зажиточной, даже очень зажиточной, потому что те капиталы, о которых говорит автор записок, шли не в бюджет города, а оседали в карманах заправил Терского казачьего войска, на чьих землях находились нефтеносные участки. Более того, станица Грозненская была в некотором роде «столицей». Находясь рядом с Грозным, она относилась не к Грозненскому округу, а к Кизлярскому отделу. Однако, хотя Кизляр был городом и его именем был назван отдел, станица Грозненская была его административным центром. Откуда было знать такие тонкости путешественнику?

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru