Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

На торгах грозненские нефтяные колодцы, разработка которых с каждым годом все более и более принимала характер промысла, достались Сухорукову. Шипов принял их. И заскрипели арбы с бочками, наполненными грозненской нефтью, направляясь в станицу Наурскую. Здесь в довольно короткий срок Н. Шипов наладил производство керосина.

Делец Сухоруков решил использовать способности Шипова и для осуществления своих афер. Но честный крестьянин не пожелал быть «компаньоном» в сомнительных предприятиях. Сотник безжалостно расправился со строптивым работником. Он оклеветал его и подвел под суд, вверг его семью в крайнюю нужду.

И братья Дубинины, и Шипов, занимаясь перегонкой нефти, старались приобщить к нему местное, в том числе и коренное, население — горцев. Дубинины много лет пытались убедить в важности этого дела военное начальство Кавказского корпуса, просили отпустить на это хоть сколько-нибудь средств. Но не нашли понимания. Сами же они не нажили трудом праведным палат каменных...

Однако семена добра, посеянные ими в первой половине XIX столетия, дали всходы во второй. К этому времени керосин стали употреблять для освещения. Спрос на него возрос. Это привлекло к грозненским нефтяным колодцам внимание уже капиталистических дельцов и богачей из горцев. Откупщики Мирзоевы владели грозненскими колодцами 20 лет. Теперь, когда Кавказская война закончилась, завод для перегонки нефти был построен прямо на промыслах. Он был совсем маленьким. Но уже преемник Мирзоевых расширяет его. На этом заводе вырос и приобрел богатый опыт первый химик из горцев — чеченец Сосламбек (фамилия не установлена). У него была даже крохотная лаборатория.

Как видим, пионерами переработки грозненской нефти были простые люди — крепостные крестьяне, рабочие. Они принадлежали к той плеяде талантливых изобретателей-самоучек, которых в России всегда был непочатый край. Они не стремились сделать свое изобретение средством наживы, личного обогащения, а старались поставить его на службу Родине, народу.

Квалифицированные специалисты-химики появились в нашем городе в середине 90-х годов XIX столетия, когда широкими масштабами началось промышленное освоение грозненских нефтяных месторождений, и нефтеперерабатывающие заводы, как грибы, стали расти вдоль железнодорожного полотна за станицей Грозненской. Некоторые из этих специалистов были крупными учеными, как, например, профессор К. Харичков, живший и работавший в Грозном с 1896 по 1908 год.

«Увели» станцию

Немногие грозненцы знают, что железнодорожная станция, депо, вокзал в нашем городе построены не на том месте, где они значились по проекту. Их вместе со всеми службами «увели» у Грозного предприимчивые казачки из станицы Грозненской. Вот как это случилось.

Без малого сто лет стоит этот вокзал станции Грозный. И каким был, таким и остался

Без малого сто лет стоит этот вокзал станции Грозный. И каким был, таким и остался

Многие десятилетия главным бедствием для крепости Грозной, а потом для самого города было отсутствие хороших дорог. Еще в середине прошлого века для того, чтобы из центральной России добраться до крепости Грозной, нужно было ехать, или через Ставрополь до станции Николаевской или по Волге. Чаще всего от Саратова. Спуститься по реке до Астрахани, отсюда на перекладных добираться до Кизляра, потом до станицы Шелкозаводской. У станиц Николаевской и Шелкозаводской существовали переправы через Терек. Переправившись через реку, нужно было ехать с оказией через Горячеводскую в Грозную. Вторым путем, по Волге, например, добирались в наш край Л. Н. Толстой вместе со своим братом Николаем Николаевичем, который в то время служил на Кавказе.

После отмены крепостного права и в связи с быстрым развитием капитализма, в России началось интенсивное строительство железных дорог. Только за четыре года — с 1867 по 1871 год их было построено 8400 верст — вдвое больше того, что имелось до этого во всей стране. В это же время начал обсуждаться вопрос о строительстве Кавказской железной дороги. В 1872 году организовано общество Ростово-Владикавказской железной дороги. В июле 1875 года было уже открыто пассажирское и товарное движение по всей линии Ростово-Владикавказской железной дороги.

Вопрос о прокладке железной дороги специально в Грозный в то время даже не возникал. О нем лишь вспоминалось в некоторых вариантах железнодорожной линии, которая должна была соединить Ростов с Каспийским морем и Баку, являвшимся в то время главным промышленным центром по добыче и переработке нефти в России. Так, в первом варианте (Ростов — Ставрополь — Кизляр — Петровск — Баку) Грозный даже не упоминается. В другом (Ростов — Моздок или Грозный — Петровск) — его конкурентом становится Моздок. В результате строительство железной дороги в Грозном по сравнению с Владикавказом, отодвигается еще почти на два десятилетия.

Однако проведение железной дороги во Владикавказ сыграло определенную положительную роль и для Грозного. Между двумя этими городами стал ходить дилижанс, и сообщение с центральной Россией теперь шло не прежним кружным путем, а значительно короче — через Владикавказ, до которого пассажиры, направлявшиеся в наш город, ехали поездом.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru