Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

Газета «Терские ведомости» сообщала в одном из своих номеров, что в 1867 году в Грозненской горской школе было 64 ученика, из них чеченцев только 25. Остальной контингент учащихся «оставляли русские, кумыки, армяне, грузины, горские евреи и др.

Школа давала лишь низшее начальное образование. Окончившие ее не могли продолжать учебу в высших учебных заведениях. Для этого надо было пройти еще курс обучения в гимназии, а ближайшая из них находилась в Ставрополе. Попасть туда могли только единицы. Для Терской области в ней было выделено всего три места, и то одно из них отдавалось Дагестану.

За обучение в горской школе взималась плата 3—5 рублей в год. Это также затрудняло поступление в нее детей более бедных родителей. Принимали туда только мальчиков. Учителей коренной национальности до конца XIX века не было. Самыми важными предметами в программе обучения считались закон божий и догматы мусульманской религии, которые помогали самодержавию держать горское население в темноте и невежестве. Были в школе производственные мастерские, но обучение ремеслам относилось к необязательным предметам.

Уже в первые дни организации школы администрация попала в затруднительное положение: на те жалкие гроши, которые ей были отпущены, она не смогла приобрести учебники, пособия, создать хотя бы небольшую библиотеку. Общественность Грозной собрала необходимую сумму. Библиотека была создана и в дальнейшем пополнялась за счет пожертвований, сыграв заметную роль в культурной жизни города. С 1865 года она была открыта для всех горожан.

С каждым годом желающих поступить в горскую школу становилось все больше и больше. Количество учеников достигало 150—160 человек. Но Чеченцы по-прежнему не составляли даже половины обучающихся. Многим, особенно детям из не очень состоятельных семей, отказывали в приеме.

Расходы росли, а министерство просвещения с большим скрипом шло на увеличение средств. Чтобы помочь горской школе, общественность Грозного собирала пожертвования, ставила платные любительские спектакли, сборы от которых шли на улучшение условий жизни учащихся. Спектакли проходили в спальне пансионата школы, так как другого подходящего помещения в Грозном не было. Одно время «шефами» были офицеры Тенгинского полка, в котором в начале 40-х годов служил М. Ю. Лермонтов. Они отчисляли один процент жалованья в помощь горской школе. Даже первый кавказский летчик Артемий Кациан, выступавший в 1911 году с показательными полетами в Грозном, тридцать процентов от сборов отдал на нужды просвещения города, в том числе и горской школы.

И все же, несмотря на трудности и невзгоды, грозненская горская школа стала своеобразной «отдушиной», помогла пусть и небольшой части чеченцев приобщиться к великой русской культуре. Достаточно сказать, что на любительских спектаклях, игравшихся в школе, ставились пьесы А. Островского и других классиков русской литературы. К концу 90-х годов в горской школе и других учебных заведениях Грозного появились преподаватели-чеченцы, окончившие ее и сумевшие пробиться в высшие учебные заведения. Учителем-надзирателем в ней был и Т. Эльдарханов. Впоследствии политический деятель, член I и II Государственных дум, а после революции — член Терского народного совета всех избраний. Один из воспитанников школы А. М. Магомаев стал профессиональным музыкантом, известным композитором, одним из первых создателей национальных опер.

Грозненская горская школа просуществовала до 1917 года. К этому времени в городе уже было несколько других учебных заведений. Однако грамотность по-прежнему оставалась низкой, особенно среди горцев.

Первого марта 1867 года в Грозном было открыто другое учебное заведение — женское бесплатное училище, состоявшее из двух классов: приготовительного и первого. Содержалось оно, как писала газета «Терские ведомости», «на суммы общественные, которые составляются из добровольных взносов благотворителей и других источников». Это училище до самого 1917 года не имело даже собственного помещения, хотя в начале XX века в нем обучалось более 200 учениц, и оно было преобразовано в прогимназию.

При городском соборе существовала церковно-приходская школа. Однако этих учебных заведений было мало для того, чтобы охватить всех детей, нуждающихся в обучении. И в городской управе в течение многих лет из года в год ставился вопрос об открытии в Грозном городского училища. Но безрезультатно. Царское правительство чрезвычайно неохотно отпускало средства на просвещение. Так, в 1895 году в Терской области на 143 000 человек приходилась всего... одна школа!..

Только в 1896 году в Грозном, уже известном всему миру нефтяными богатствами как «золотое дно», открывается, наконец, городское Пушкинское училище (нынче средняя школа № 13). Его позднее закончил герой гражданской войны командарм  11-й и 9-й армий М.  К. Левандовский.

В 60—70-х годах XIX века у народов Северного Кавказа появляются свои национальные просветители: осетин К. Хетагуров, аварец М. Хандиев, чеченец У. Лаудаев, ингуш Ч. Ахриев и др. Они не только продолжают углубленное изучение истории, быта, духовной жизни своих народов, но и создают первые алфавиты родных языков. В этой работе сыграл большую роль русский язык. Уже в то время он стал языком межнационального общения. На его основе создавались и первые алфавиты родных языков.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru