Грозный

Кадиев Д. А.

В послевоенные годы работы эти возобновились в связи с реконструкцией, расширением и модернизацией промышленности Грозного. Одновременно начались большие работы по восстановлению и новому строительству в городе.

Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика образована 30 ноября 1922 года

Бывшая Чечено-Ингушетия имела территорию площадью 19,3 тысяч км2. Население было 1,2 млн человек; здесь проживали представители 42 национальностей и народностей.

Республика за годы советской власти дала стране 300 млн тонн нефти. Она крупнейший в Советском Союзе центр по производству катализаторов, определяющих прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности.

Электростанции Чечено-Ингушетии вырабатывали в год более 3 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Научно-исследовательскую работу вели 32 доктора и 480 кандидатов наук.

В республике работали Союзы писателей, журналистов, художников, композиторов, архитекторов.

К услугам трудящихся 27 кинотеатров, десятки различных музеев, 19 народных театров и более 1000 библиотек.

Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика за большие успехи в социально-политическом и культурном строительстве и укреплении братской дружбы и сотрудничества советских народов награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции и Дружбы народов.

Градообразующей основой для развития города Грозного изначально были нефтяные промыслы, окружающие его почти со всех сторон, а также связанные с ними отрасли по металлообработке и химической промышленности. Этими факторами предопределился профиль города как крупного центра нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности на Северном Кавказе.

Рост объемов промышленности города ускорил жилищное и гражданское строительство - с освоением новых территорий и реконструкцией старой части. Опять назрела необходимость обновления градостроительных документов развития города Грозного. Разработка нового Генерального плана была поручена Государственному институту по проектированию городов, и уже в 1950 году план был утвержден Советом Министров РСФСР.

Архитектурно-планировочную композицию города по плану в значительной мере определила уже существующая капитальная застройка жилых и промышленных районов, а также естественные топогеодезические и природные условия города. Существенно при этом на планировку повлияла и река Сунжа, которая на протяжении 11-12 км извилисто пересекает город с юго-запада на северо-восток, с пологим и спокойным падением рельефа к реке.

По плану 1950 года город имеет несколько вытянутую форму в меридиональном направлении. С юго-западной и западной сторон он граничит с промышленными предприятиями, с севера — с поливными землями Алханчуртской долины, с востока к нему подступают фруктовые сады и огороды Ханкальской долины, с юга — крупные склоны гор.

На композиционном решении Генерального плана и принятии транспортной схемы не могло не отразиться извилистое русло реки Сунжи. Поэтому в южной части города основное направление улиц — с юго-запада на северо-восток, а в северной части - меридиональное и широтное направления. Главной задачей нового плана реконструкции и застройки Грозного была дифференциация существующей сети, ее упорядочение и выявление главных магистралей города. В первую очередь к таковым отнесли проспект Орджоникидзе, переходящий в улицу Первомайскую. Эта ось соединяла железнодорожный вокзал с центром города и далее, через улицу Первомайскую,- с северными и восточными  районами города. Другой важной магистралью Генеральным планом выделен проспект Победы, переходящий в улицу Ленина. Эта ось достаточно эффективно соединяет южные, юго-восточные районы с центром города. В последующем на этой линии необходимо было решить проблему пересечения с железнодорожными путями и разработать систему развязки транспорта на Октябрьской площади.

Система улиц старого дореволюционного города представляла собой сетку с небольшими кварталами площадью 1,5-2 гектара. Улицы, рассчитанные на гужевой транспорт, были узкие, располагались близко друг от друга, в конечном итоге резервировали огромные площади под дорогами. Необходимо было провести их оценку и составить современную транспортную схему города с укрупнением кварталов, выделением жилых районов и микрорайонов.

Четкому решению всех этих проблем значительно мешали железнодорожные пути, разделяющие город Грозный. Железнодорожная линия Москва-Баку, расчленяющая территорию города на две части, несколько усложнила эти и другие задачи. Для безопасного объединения жилых и промышленных районов намечалась постройка четырех подземных и надземных путепроводов с учетом основных потоков транспорта. Такой принцип подхода и комплексное решение градостроительных проблем дали свои результаты — композиционную четкость и планировочную ясность, а реализация всего вместе — повышение комфортности городской среды.

Большинство улиц намечалось расширить. В центральной части города были предусмотрены две параллельные магистрали: первая - по проспекту Победы, переходящая в улицу В. И. Ленина, вторая - по улице Красных Фронтовиков, переходящая в Старопромысловское шоссе с одной стороны, в улицу А. Шерипова - к востоку. Это исключало возможные проблемы, связанные с транспортными перегрузками в центральной части и разгрузкой ее в считанные минуты. Линия проспекта Победы и улицы Ленина имела тоже свои преимущества, соединяя городской центр с Октябрьским промышленным районом через подземный путепровод. Главные магистрали дополняются системой внутригородских улиц.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru