Грозный

Кадиев Д. А.

Станица Грозненская, отделенная от города всего одной улицей Граничной (ныне проспект Победы), в состав города не вошла и продолжала жить обособленно.

...Нефть в районе Грозного добывали давно, здесь она местами выходила прямо на поверхность. Добывали ее самым примитивным способом — черпая из колодцев.

В 80-е годы XIX века геологические исследования грозненских земель подтвердили наличие больших запасов нефти. Решено было на землях Алхан-Юртовской (Ермоловской) станицы заложить скважину, и 18 октября первая пробуренная скважина с глубины 130 м дала великолепную по своим качествам нефть, что явилось мощным толчком, ускорившим развитие города Грозного. Это событие привлекло поток людей и средств. Вскоре Грозненская нефть приобрела мировую известность. Сюда потекли капиталы иностранных фирм, начавших активно осваивать нефтяные месторождения; так было положено начало Старопромысловскому району и НГДУ «Старогрознефть». 13 мая 1893 года к Грозному подошел первый железнодорожный состав. Город, наконец, был связан железной дорогой со всей Россией. Это заметно ускорило развитие в целом нефтяной промышленности. Уже к 1914 году добыча нефти достигла 1,6 млн тонн, при этом половина ее перекачивалась по сооруженному к тому времени нефтепроводу в Махачкалу. С развитием промышленности рос и город.

С 1895-го по 1905 год на территории Заводского района было построено три нефтеперегонных завода. Кроме предприятий нефтяной промышленности, в городе с 1896 года работали два чугунолитейных, механический, ряд кирпичных и черепичных заводов, несколько котельных. В начале XX века Грозненский нефтепромышленный район являлся крупнейшим промышленным центром Северного Кавказа. По добыче нефти Грозный занимал второе место в России. С февраля 1913 года нефть стали добывать на новых промыслах (ныне Октябрьский район). Добычей нефти занимались в основном иностранные фирмы. К 1914 году в Грозном было 7 нефтеперегонных заводов и 8-й строился. Значительно вырос и сам город. В 1906 году по центральной улице был проложен водопровод, в 1912 году - появилось электричество, в 1913 году - первая мощенная булыжником улица (ныне улица Комсомольская), соединившая железнодорожный вокзал с центром города. Относительно богатств, вывозимых из города, это было мизерное внимание к его обустройству. Как и многие промышленные города царской России, Грозный нищенствовал. Застройка велась, в основном, деревянными бараками, саманными домиками, в которых жили рабочие со своими семьями. Если в целом характеризовать данные тех лет, жилищный фонд города по Грозненскому округу в 1871 году составляли: деревянные дома -54 процента; саманные - 42,2; турлучные (плетневые мазанки) - 3,3; а каменные - 0,5 процента. Для населения города был построен один базар по улице Дворянской (улица им. В. И. Ленина), но неудачное его расположение доставляло в весенне-осеннее время массу неудобств жителям города. Горная река Сунжа пенилась, бешено вздымалась и выходила из берегов - через мост движение прекращалось, и жители левого берега оказывались отрезанными от базара. Цены на продукты питания молниеносно возрастали. Чтобы преодолеть это препятствие, люди искали выход, но это заканчивалось большей частью печально. Река смывала дома и хозяйственные постройки, принося огромный ущерб и большие беды. Один из корреспондентов тех времен так   описывал Грозный: «...улицы его грязны, узки и не мощены, а дома самой первобытной культуры... ни водосточных труб, ни тротуаров, ни канав — ничего здесь нет. Стоит этот закоулок нашего обширного отечества жалкий и ободранный, точно оголенное дерево, и царит в нем вечная тишина, точно на кладбище». В целом в городе к 1911 году было лишь несколько 2-3-этажных зданий, в том числе гостиница на улице Кузнецкой (ныне улица Гвардейская) с громким и звучным названием «Гранд-отель», гостиница «Франция» на улице Дундуковской (проспект Революции), здания женской гимназии и реального училища (школы № 1 и 2), здание Городской думы на улице Дворянской (некогда там был Грозненский сельский райком и редакция газет «Ленинский путь», «Сердало»). Тех времен творение – нынешнее здание обкома партии. Задумано оно было авторами как здание под Азово-Донской коммерческий банк: оно выразительно по своей пластике и характеру восточной архитектуры. Надо отметить - все каменные сооружения того периода имеют высокую архитектурно-художественную выразительность, свое неповторимое лицо. При реконструкции и развитии города они подлежат сохранению.

При всей одаренности архитекторов заложить хорошую основу города мешал его бюджет. Он был намного меньше, чем бюджеты других городов Терской области - Георгиевска, Кизляра и Моздока. В 1909 году он составил 153 тысячи рублей, из которых 40 тысяч рублей было затрачено на содержание полиции. Для ночного освещения в городе имелось всего сорок фонарей с керосиновыми лампами или стеариновыми свечами. Такое отношение хозяев к городу зачастую являлось причиной разгула преступности в ночное время и крупных пожаров, от которых сгорало немало магазинов, торговых лавок, жилых и общественных зданий.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru