Прогулка по Грозному

Федосеев С. М.

12 сентября 2003

Грозный… Тёплый осенний день, мягкое, уставшее за лето солнце ласково греет. (Помните, какой чудной была осень в Грозном, особенно октябрь месяц?).
Солнце уже совсем склонилось к западу, вечереет…
Вспоминаются слова старой песни в исполнении Леонида и Эдит Утёсовых:

"…Когда вечер затушует линии,
Когда тени затанцуют синие,
Как хорошо вдвоём с тобою
Там, где небо видит линии чёрных гор.
Мне легко с тобой, подруга родная моя,
Мне легко, и жизни радуюсь я
Как мальчик…"

Давайте вместе с вами, дорогие друзья, совершим большую вечернюю прогулку по старым, знакомым с детства улицам нашего города, мягко освещённым жёлтым светом заходящего солнца…

Начнём прогулку, скажем, сверху, из Октябрьского района. Подождём трамвай маршрута №5 на остановке, что позади здания НГДУ "Октябрьнефть". Старое здание, старая, невесть когда построенная трамвайная остановка – таких в городе не увидим. Впереди, перед нами, множество "качалок" Новых промыслов, мерно, без устали кивающих головами день и ночь. Вдали виден посёлок, куда "бегал" автобус 24-го маршрута. Сколько раз я ездил на нём в НПО "Промавтоматика", а по вечерам возвращался домой…

Но вот и трамвай. Мы садимся в него, и наше путешествие началось. Свернув направо, мы миновали "Промавтоматику", оставив справа сквер с небольшим памятником Ленину. Этот памятник, как помнят старожилы города, стоял раньше на углу сквера на улице Полежаева, лицом к зданию 5-го жилстроительства. Его перенесли в Октябрьский район, когда была создана площадь на месте половины сквера при Дворце пионеров с новым большим памятником Ленину, уже всем вам хорошо знакомым.

Далее трамвай идёт по небольшому участку линии, круто спускающейся в районе 30-го участка. На этом месте когда-то давно, когда вагоны были деревянными, произошёл такой случай. Из кабины вагоновожатой дверь в те времена выходила не в вагон, а прямо наружу. И вот, отъехав от остановки "30-й участок", что рядом с "Промавтоматикой", вожатая стала подметать свою кабинку, открыв дверь, через которую она выметала сор. А тут этот самый крутой спуск… Вагон мотнуло на повороте и вожатая выпала наружу. Неуправляемый трамвай набирает скорость под уклон, пассажиры кричат, паника. К счастью, в вагоне был военный. Он рванул дверь в кабинку, и стал дёргать все ручки и нажимать все педали подряд, пока не попал на тормоз. Большой аварии удалось избежать. С тех пор на этом участке построили кирпичную будку с дежурным, в обязанности которого было ставить "башмак" на рельс пути, что идёт сверху, и убирать его перед трамваем, который в этом месте тормозил почти до остановки…

Проезжаем по старой улице с частными домами, и возле старого кладбища сворачиваем направо. Перед нами открывается панорама улицы Павла Мусорова с площадью Минутка вдали. Проезжаем мимо улицы 8-го марта, куда сворачивал автобус маршрута №7, мимо столовой №8, где тоже были хорошие чебуреки, мимо маленького здания почты. Справа от нас, в парке, площадь Павла Мусорова с памятником-обелиском героям гражданской войны архитектора Н. Ятманова. На этой остановке мы сойдём и пойдём дальше пешком.

Перед нами здание красного кирпича – школа №5. А рядом старое, побеленное извёсткой, одноэтажное здание школы. В ней когда-то работала другая моя тётушка, сестра отца. Мы на перекрёстке улиц Павла Мусорова и, по-моему, Лесопильной. Лесопильная улица спускается чуть ли не с самой "горы", пересекает улицу Павла Мусорова, уходит влево, и тянется через улицу Сайханова, мимо частных домиков, утопающих в садах, мимо небольшого проектного бюро и какой-то библиотеки до самой Сунжи у железнодорожного моста, от которого метрах в 50-ти я жил с 1986 года до самой войны в длинном 5-этажном доме по улице Трудовая.

…Однажды на этом мосту загорелась цистерна с нефтепродуктами. Я наблюдал с балкона за действиями пожарных. Они расцепили состав, часть цистерн откатили на вокзал, а другую часть отвёз на станцию Джалка вызванный оттуда по рации тепловоз. Собралось множество пожарных машин вместе со штабным УАЗиком. Недалеко от моего дома был колодец с гидрантом, к которому пожарники и подсоединили рукава. Огонь удалось ликвидировать в течение часа, хотя место происшествия было крайне неудобным для пожарных расчётов – короткая и узкая улочка, ведущая к мосту, и крутая насыпь железнодорожных путей…

Перейдя через Лесопильную улицу, минуем 2-ю горбольницу и выйдем на площадь Минутка. Слева от нас останется электрическая подстанция, впереди улица Сайханова, справа большой подземный переход. На той стороне площади, на углу улиц Сайханова и Ленина, в большом жилом доме находится кафе "Чепалгаш" и далее большой магазин "Электроника". На противоположной стороне площади стоят три больших здания, рядом с которыми трамвайная остановка маршрута №3, откуда можно проехать в Черноречье.

Если перейти через железнодорожный путь, то мы окажемся рядом со школой №18, внешне очень похожей на школы №1 и №2. Когда я работал в тресте "Грознефтегеофизика" и состоял членом комитета комсомола треста, я вместе с Олегом Лиманским, нашим председателем, был в этой школе в гостях у старшеклассников. Состоялась беседа со школьниками о выборе профессии, и я рассказывал им о том, что такое геофизика, чем она занимается и о её месте в нефтяной промышленности. Помню, что я походил по коридорам школы, вспоминая свои школьные годы. Встреча была очень интересной, и мне пришлось ответить на множество вопросов ребят.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru