По Чечено-Ингушетии: путеводитель

Рыжиков В. В.

Громкая слава Зелимхана заставляла трепетать царских чиновников. Для того чтобы поймать его, снаряжались целые карательные экспедиции, но Зелимхан был неуловим! Однажды его осадили в мрачных харачоевских пещерах на краю родного села. Все тропки перекрыли войска. Победные реляции неслись по инстанциям.

Целый день отстреливался абрек, сея смерть в рядах врагов. А ночью по неприступной скале взобрался на хребет и ушел от облавы. И вновь жестоко мстил за обиды своего народа.

Зелимхан сложил голову в неравной борьбе в 1913 году. Методы борьбы абрека-одиночки, и, главное, отсутствие ясной перспективы борьбы предопределили его гибель. И все-таки невиданная по упорству, мужеству и удачливости битва одиночки снискала ему должную славу. Память о Зелимхане живет в горах...

А теперь, для того чтобы попасть к озеру, нужно преодолеть загородивший впереди небосклон Андийский хребет. Он входит в систему Пастбищного хребта. Сочные субальпийские травы покрывают его.

В тектоническом отношении Андийский хребет представляет собой большую горную складку, известную под названием Варандийской антиклинали. Она простерлась в широтном направлении между реками Акташ и Аргун. Ее длина достигает 50—60 километров, а ширина 20—25 километров.

Варандийская антиклиналь имеет коробчатую форму — круто поставленные крылья и пологий свод. На северном крыле складки, расположенном в районе Харачоя и сложенном верхнемеловыми и нижнемеловыми породами, углы падения пластов могут достигать 50—60 градусов. На южном крыле, у озера Кезеной-Ам, они обычно не превышают 40—45 градусов.

От Харачоя до перевала Харамя около 20 километров а разница в высотах составляет больше километра. Долог серпантин дороги. Все размашистее ложится он на укрытое ровным изумрудом лугов тело гор. С каждым витком все ниже опускается Харачой. Чистенькие домики с большой высоты кажутся игрушечными. Наконец последний серпантин — и вот за поворотом на юг скрылась внизу Харачоевская котловина.

Дорога продолжается вдоль правого безлесного склона глубокого ущелья реки Хулхулау. В его верховьях и находится перевал через Андийский хребет. Кругом среди зелени трав — яркие цветы.

Вблизи перевала прямо у дороги на поверхность выбивается мощный родник с очень прохладной, вкусной водой. А вот и перевал Харамя. Высота его над уровнем океана 2147 метров. С перевала открывается живописный вид на широкую долину, в конце которой среди величественных гор и причудливой формы утесов раскинулось лазурное озеро. Всего озера отсюда не видно, так как южная расширенная часть его закрыта отрогами гор.

Дорога на перевале раздваивается. Одна тянется по хребту в Дагестан, другая извилинами опускается вниз к озеру. Многовековую историю имеет дорога, по которой вы проехали.

Еще в X веке арабский географ и путешественник Масуди упоминал, что из царства Серир (аварские районы Дагестана) в страну алан (равнины Предкавказья) ведет трехдневный путь среди гор, лугов и лесов. И пролегает он через перевал Харамя и Харачоевскую котловину. Возможно, что племя, оставившее могильник на южной окраине Харачоя, как раз и охраняло важную военно-торговую дорогу.

С тех пор перевальная тропа не зарастала травой. Гонцы и торговцы, посольства и военные отряды проходили по ней. Особую роль сыграла дорога в XIX веке, в период национально-освободительной борьбы горцев.

По этой тропе отступил из Чечни и Шамиль, тщетно пытаясь продолжить войну в глубине бесплодных дагестанских гор. За несколько месяцев до своего пленения в Гунибе он уходил к перевалу с остатками своего войска. На горе, что нависла над Харачоем, все еще явственно видны 20 коротких зигзагов древнего серпантина старой дороги, пересекающихся с новым шоссе.

В 1899 году, совершая поездку по Кавказу, по дороге через Ведено на Ботлих проследовал великий русский ученый-естествоиспытатель В. В. Докучаев.

В результате исследований, проведенных в этой поездке, им был открыт закон вертикальной зональности почв. Путь же ученого, связанный с величайшим открытием навсегда утвердился в науке под наименованием «докучаевского маршрута».

А летом 1966 года приезжал к озеру дважды Герой Советского Союза, почетный гражданин города Грозного, летчик-космонавт Владимир Комаров. Он купался в хрустальных озерных струях, удил рыбу, как увлеченный мальчишка, лазил по окрестным вершинам, любуясь памятниками древности. Он обещал обязательно побывать еще раз. Но не успел. А в долгой истории перевальной дороги и озера Кезеной-Ам появилась страничка, связанная с именем героя.

За последние годы дорога, связывающая Чечено-Ингушетию и Дагестан, значительно расширена и приспособлена для передвижения многотонной техники. Хорошая дорога проложена и к озеру. А ведь еще недавно она была для автомашин совсем непроезжей.

Теперь же, вдоволь налюбовавшись открывающимся с перевала прекрасным пейзажем, спустимся вниз   туда, где в драгоценном обрамлении малахита лугов призывно блестит бирюзовое озеро.

На пути к озеру встретятся весьма своеобразные нагромождения глыб различной величины и формы. Это следы четвертичного оледенения. Когда-то давно тут был небольшой ледник. Вблизи гребня хребта сохранилась циркообразная ниша, заполненная обломками камней. Здесь помещалась область питания ледника, отсюда выползал его язык. Внизу, где ледник заканчивался, образовалась конечная морена. Она представлена в виде коротких валов и изолированных холмов, сложенных крупным каменным материалом. Такой, несколько необычный характер конечной морены получился в результате того, что нижняя ее часть оказалась погребенной под речными отложениями, и сейчас на поверхности остались только наиболее возвышенные ее участки.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru