Чечено-Ингушская АССР

Каякентско-хорочоевская культура, археологическая культура племён Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (конец 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.). Первые памятники раскопаны у станции Кая-кент (Дагестанская АССР) и у с. Хорочой (Чечено-Ингушской АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребённых в каменных гробницах, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, украшенной налепными валиками или штрихами в ёлочку. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески — принадлежности головного убора. Основу хозяйства племён К.-х. к. составляли скотоводство и земледелие. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархально-родовые отношения.

Кобанская культура, археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж 2—1-го— середины 1-го тысячелетия до н. э.). Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники К. к. (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для К. к. характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники К. к. в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях — из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение К. к.; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (7—4 вв. до н. э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. К. к. характеризует высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей К. к. со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники К. к. изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.

Звериный стиль, условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке. Происхождение З. с. связано с почитанием священного зверя, изображение которого постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы З. с. известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до. н. э., в Передней Азии, Индии и Китае — во 2-м тыс. до н. э. На территории СССР древнейшие образцы звериного стиля. известны в Закавказье и на Северном Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н. э. Во 2-м тыс. до н. э. З. с. появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде З. с. выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н. э. и первых веков н. э. Скифский звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов). Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в зверином стиле. Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения др. животных. В сарматском З. с. схематизация и условные черты заметно усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. В 1-м тыс. н. э. З. с. постепенно утратил своё значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на З. и мусульманского на В. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов (в частности, Западной и Восточной Европы). Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин и др.).

Машикули (франц. mâchicoulis), навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, М. использовались как элемент архитектурного декора.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru