Чечено-Ингушская АССР

Туризм. Основные туристские маршруты (в т. ч. 7 всесоюзного значения) — из района Кавказских Минеральных Вод к Каспийскому морю, из г. Грозного через Главный Кавказский хребет в Грузию. Турбазы в г. Грозном и с. Беной.

Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/15 уч. г. на территории республики имелись 153 общеобразовательные школы (12,8 тыс. учащихся), средних специальных учебных заведений и вузов не было. В 1976/77 уч. г. в 569 общеобразовательных школах всех видов обучалось свыше 288 тыс. учащихся, в 29 профессионально-технических учебных заведениях — 15 тыс. учащихся, в 12 средних специальных учебных заведениях — 15 тыс. учащихся, в 2 вузах (Чечено-Ингушском университете и Нефтяном институте в Грозном) — 11,7 тыс. студентов. В 1976 в 326 дошкольных учреждениях воспитывалась 31 тыс. детей.

На 1 января 1977 работали: 466 массовых библиотек (свыше 6,2 млн. экз. книг и журналов); 2 музея в Грозном (Чечено-Ингушский краеведческий и Музей изобразительных искусств); 401 клубное учреждение, 317 стационарных киноустановок, 41 внешкольное учреждение. См. также разделы Музыка, Драматический театр.

Научные учреждения. Все научные учреждения созданы за годы Советской власти. Старейшие научно-исследовательские институты: «ГрозНИИ» (1928) и Институт истории, социологии и филологии (1926). Работают также Северо-Кавказский научно-исследовательский и проектный Институт нефтяной промышленности (1965), Чечено-Ингушская государственная сельско-хозяйственная опытная станция (1944), Научно-исследовательская станция по овощеводству и плодоводству (1973) и др. Научная работа ведётся на кафедрах вузов: Чечено-Ингушского университета и Грозненского нефтяного института. В республике (1976) свыше двух тыс. научных работников.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1976 книжным издательством выпущено около 200 книг и брошюр тиражом 1,5 млн. экз. Выходят республиканские газеты: «Ленинан некъ» («Ленинский путь», на чеченском языке, с 1923), «Сердало» («Свет», на ингушском языке, с 1923), «Грозненский рабочий» (с 1917), «Комсомольское племя» (с 1928), альманахи «Лоаман Iyйре» («Утро гор», на ингушском языке, с 1958) и «Орга» («Аргун», на чеченском языке, с 1958). Передачи 1-й программы Всесоюзного радио и «Маяка» транслируются 32 ч в сутки. Республиканские передачи ведутся 11 ч. Объём 2-программного телевещания составляет 15,9 ч в сутки, из них ретрансляция Центрального телевидения 12,9 ч, местные передачи на чеченском, ингушском и русском языке 3 ч.

Литература. Близкие по историческим судьбам и родственные по языку чеченские и ингушские литературы после Октябрьской революции 1917 развивались как письменные советские литературы, опираясь на национальные фольклор, с одной стороны, и на опыт русской классической и советской литературы — с другой.

Основоположником чеченской литературы явился С. Бадуев (1904—43), автор первого печатного чеченского художественного произведения — повести «Голод» (1925), первого чеченского романа «Петимат» (1930) о судьбе горянки, пьес «Закон отцов» (1929), «Красная крепость» (1930) и др. Пьесы («Борьба», 1932) и рассказы создавал Ш. Айсханов (1907—37), пьесы («Росток нашей эпохи», 1934) и поэмы («Лесная поляна». 1933) Н. Музаев (р. 1913). В начале 30-х гг. появляются первые стихи М. Мамакаева (1910—73), очерки и пьесы Х. Ошаева (1898—1977), создателя первого чеченского алфавита на латинской основе; исторический роман С. Арсанова (1889—1968) «Два поколения» (1930) посвящен предреволюционной ситуации в Чечне.

В 40-е гг. появляются патриотические пьесы А. Мамакаева (1918—58) «Гнев» (1940), «В родной аул» (1941), сборник стихов Музаева «В сверкании молний» (1940), поэма М. Сулаева (р. 1920) «Солнце победит» (1944). Интенсивное развитие литературы началось в 50-е гг. В Алма-Ате вышел коллективный сборник произведений чеченских писателей «Дружба». Тогда же был издан историко-революционный роман Арсанова «Когда познаётся дружба» (на русском языке), ставший крупной вехой в чеченской прозе. Вышли сборники стихов А. Мамакаева «Долина Терека» (1958), М. Мамакаева «Дороги Родины» (1960), Музаева «Горсть земли» (1960), Р. Ахматовой (р. 1928) «Трудная любовь» (1963) и др. Поэзия 60—70-х гг., сохраняя верность традиционным темам гражданско-патриотического, интернационалистического и собственно-лирического звучания, стремится к углублённо-философскому их решению, к масштабности, к совершенству языка, художественной формы.

В прозе 60—70-х гг. успешно развиваются жанры очерка и повести, всё чаще появляются романы на современные темы. Красоте созидательного труда, связям личности и общества посвящены романы Музаева «В долине Аргуна» (1965), «Сила мечты» (1971), М. Исаевой (1898—1977) «Корень счастья» (кн. 1—2, 1964—70), «Созидатели» (1970), повесть З. Абдулаева (р. 1926) «На берегу Ассы» (1975) и др. Проблемы нравственного воспитания, утверждение коммунистической морали — в центре романов Сулаева «Тавсултан уходит с гор» (1966), М. Мусаева (р. 1915) «После выстрела» (1969), У. Гайсултанова (р. 1920) «Кто ты?» (кн. 1—2, 1969—71). Художественное осмысление исторического прошлого характерно для романов М. Мамакаева «Мюрид революции» (1962) и «Зелимхан» (1968), А. Айдамирова (р. 1933) «Именем свободы» (1968), «Долгие ночи» (1973), тетралогии Ошаева «Пламенные годы» (кн. 1—4, 1959—64). В детской литературе активно работают Гайсултанов (сборник повестей и рассказов «Пусть смеется солнце всем», 1968), Х. Эдилов (р. 1922; поэма-сказка «Железный волк», 1966), Мусаев (повесть «Анзор», 1966) и др.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru