Вайнахская этика

Исаев Э.

Проблемы морального выбора

Выбор моральных ценностей и поступков, возвышенность и надежность нравственных качеств личности - эти проблемы с небывалой силой захватили общественное сознание людей нашего времени. Отсюда - рост пристального внимания и особого интереса к этике как учению о морали.

Жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной наполненности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимальные решения, совершать морально достойные поступки. Все это и определяет особую актуальность вопросов нравственного воспитания народа, особенно молодежи, повышения его идейно-нравственного уровня. Именно на это нацеливают исламская религия, нормы шариата.

Без высокого уровня гражданской сознательности и ответственности, нравственной зрелости каждого из нас невозможно успешное строительство правового государства, как невозможно оно и без соответствующей материально-экономической основы.

Развитие самосознания вайнахского народа в его дальнейшем движении вперед порождает обостренную нетерпимость к аморальным явлениям, отравляющим нравственный климат общества, нарушающим нормальное самочувствие людей. Но и это не все. Благодаря исламской религии, его прежде всего определяет быстрый процесс массового формирования нового человека, богатого разнообразием моральных качеств с тонким душевным складом. Процесс этот - не бесконфликтный, полный сложных нравственно-психологических исканий человека.

Отсюда следует, что этическое воспитание творческой, духовно богатой и высоконравственной личности - важная составная часть всего дела нового государственного строительства.

Решению этих и других этических проблем и посвящена книга историка, публициста, ученого Эди Исаева "Вайнахская этика". В общеобразовательных школах, училищах, техникумах и Вузах сейчас преподается дисциплина - "Вайнахская этика". А учебника и тем более учебного пособия — нет. Уверен: данная работа окажет тем, кто изучает этику, большую практическую помощь. Этика как учение о морали призвана занять в нашем обществе особое место.

Книга позволит, освещая светом научного анализа процессы нравственной жизни, исследуя их тенденции и противоречия, во-первых, определить формы воздействия на эти процессы, выявить направление их развития. Во-вторых, выливаясь в нормативные рекомендации, в ответы па жгучие проблемы нравственной жизни, на собственно моральном языке она поможет каждому человеку ориентироваться в выборе социальных ценностей, отдав предпочтение реальным и возвышенным целям жизни, научит убежденно, мудро подходить к решению самых запутанных и трудных житейских коллизий.

Сочетание теоретического и нормативного аспектов в работе по этике — одна из наиболее сложных задач, обусловливающая особые требования как к ее содержанию, построению, так и к стилю. В своем труде автор стремится органически соединить оба аспекта таким образом, чтобы теоретические выводы непосредственно сочетались с освещением конкретных проблем морального выбора, наиболее оптимальными решениями собственно нормативных этических вопросов.

В научном мире за последние годы был разработан ряд новых проблем, посвященных этической мысли, уточнены многие ранее спорные положения, значительно расширилась и обогатилась сама проблематика. Это нашло отражение и в данной книге, где широко освещается новая проблема — "Нормативная этика ислама".

Структура настоящей работы определяется ее назначением: служить как бы духовным путеводителем для студентов, учащихся общеобразовательных школ, всех, кто самостоятельно изучает этическую теорию.

Компоновка работы позволяет, по нашему мнению, раскрыть целый комплекс конкретных, социально важных нравственных проблем не упрощенно, с налетом менторства, а методологически обоснованно, опираясь па конкретные жизненные факты.

Уверен, что читатель увидит в книге реальности нравственной жизни людей, типичные ситуации морального выбора; поведение, в котором воплотились те или иные моральные ценности, ориентации, образы, идеалы; санкции морального одобрения и осуждения, которыми пользуется общественное мнение; типичные поступки (проступки) и их оценки; факты изменения норм, запретов, ориентации в поведении людей и т.п.

В работе хорошо освещены вопросы нормативной этики вайнахов. Этика говорит с человеком на языке его собственной моральной жизни, этические понятия — добро, зло, долг, совесть, достоинство, ответственность, вина и т.п. — получают по преимуществу императивное звучание.

Не останавливаясь на некоторых недостатках данной работы, хочу сказать, что книга, обосновывая определенные нравственные идеалы, помогая обозревать далекие моральные горизонты, определенные вайнахской этикой, стимулирует у человека и общества потребность критического отношения к наличному состоянию нравов, формирует активную жизненную позицию.

Проблемы народной педагогики по воспитанию молодежи автор изложил в многочисленных трудах: "Из опыта работы педагогических коллективов республики по трудовому воспитанию учащихся" (брошюра, 1972 г.), "Интернациональное воспитание молодежи" (брошюра, 1972 г.), "В духе дружбы народов" (брошюра, 1978 г.), "История печати Чечни и Ингушетии" (монография, 1975 г.), "Память огненных лет" (монография, 1987 г.), "История Чечено-Ингушетии" (учебное пособие, 1992 г.), "Из "тайной папки" Сталина" (в книге - Чеченцы: история и современность, Москва, 1996 г.) и других. В них Эди Исаев ведет читателя к истокам вайнахской этики, призывая нас умело использовать народную педагогику в деле воспитания подрастающего поколения.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru