Растет наш Грозный

Вайсман А. Е.

Неизгладимое впечатление производит эта тепло­электроцентраль на каждого, кто с ней знакомится! Внушительны её огромное здание, её стометровые трубы.  Но еще более поражают воображение её просторный машинный зал, её исполинские котлы высотой чуть ли не с десятиэтажный дом. Это – котлы весьма высоких пара­метров (большого числа атмосфер давления, сотен гра­дусов температуры пара), и год-другой назад они казались чудом техники.

Но техника развивается столь стремительно, что нынче уже речь идёт об установке ещё более совершенного оборудования, работающего на сверхвысоких парамет­рах, что обеспечит дальнейшее повышение экономично­сти предприятия. Будут установлены агрегаты большой мощности – такие, что каждый из них превзойдёт среднего размера электростанцию. Недавно коллектив  Грозненского участка управления «Севкавэнергомонтаж» монтировал самый крупный на ТЭЦ котлоагрегат. Его вес превышает три тысячи тонн, а длина уложенных в него груб составляет 40 километров. Благодаря примене­нию новых методов (сборка крупными блоками) работы завершены на несколько недель раньше срока.

К концу шестой пятилетки мощность теплоэлектро­централи возрастёт более чем вдвое. В 1960 году она дает столько электроэнергии, сколько её вырабатывали все электрические станции царской России.

Несмотря на столь внушительные размеры, Новогрозненская ТЭЦ обслуживается  небольшим  штатом. Агрегатами управляют автоматические устройства. Автоматизированы почти все технологические процессы на котлах. Люди лишь следят за работой аппаратуры. Вы не встретите у котлов кочегара – здесь есть только машинисты котла и их обязанность – дежурить у щита управления, вести вахтенный журнал. Недалёк день, когда будет осуществлена  комплексная    автоматизация    цехов станции. Все шире внедряются телемеханизация, телеуправление. Сейчас топки котлов с жидкого топлива переводятся на низкосортный уголь, что даст большой экономический эффект, высвободит много тысяч тонн мазута для крекирования.

От теплоэлектроцентралей к заводам проложены трубы больших диаметров, обмурованные изоляционным материалом. По ним идёт тепловая энергия для технологических целей. Заводы ежесуточно, ежечасно потребля­ют большие количество тонн пара. Электрическая энергия наших станций поступает не только на заводы, фабрики и промыслы Грозного, но и в Орджоникидзе, Нальчик, в города минераловодской группы.

Коренному переустройству подверглись линии элек­тропередач. Повышено напряжение тока, что резко сократило потери электроэнергии. Трансформаторные подстанции снабжены автоматами. Они мгновенно выключают ток в случае повреждения или кратковремен­ного замыкания линии и включают цепь, как только минует опасность, тем самым устраняются возможные аварии сложного энергетического оборудования. При кратковре­менном замыкании линии (удар молнии, случайно упавший на провода посторонний предмет) отключение и включение занимает доли секунды, так что практически это остаётся даже незаметным для потребителей.

Раньше каждая ТЭЦ имела свои ремонтные цехи. Недавно создан Центральный ремонтно-механический за­вод, услугами которого пользуются все электростанции системы    «Севкавэнерго».  Теперь в Грозном впервые за всю его историю ремонтируются и гидротурбины.

Обновление техники, внедрение автоматизации техно­логических процессов, рационализация ремонтных работ, сокращение управленческого аппарата – всё это приве­ло к снижению себестоимости пара и электроэнергии.

Заботами партии и правительства в Грозном создана мощная энергетическая база. Это позволяет не только полностью обеспечить всё возрастающие потребности промышленности, но и приступить к широким работам по электрификации сельского хозяйства и железнодорож­ного транспорта.

Сделано в  Грозном

Предупредительный свисток дежурного – и по обе стороны железнодорожной ветки опускаются шлагбау­мы. Перед ними быстро вырастают очереди нетерпеливо фыркающих автомашин. Тут самосвалы и автоцистерны, автокраны и «Москвичи», «Победы» и пассажирские ав­тобусы.

— Что случилось?

— Переезд закрыт. Поезд...

Вот и поезд показывается в воротах «Красного молота»: паровоз не спеша выводит с заводского двора несколько платформ. На них – мощные грязевые насосы, станки-качалки, цементировочные агрегаты, внушительных размеров детали оборудования для нефтеперерабатывающих предприятий. Надписи не только на русском языке: завод поставляет некоторую часть продукции в Китай, в Румынию, Болгарию, Албанию… 

— Да-а… Вот он нынче каков, наш «Красный молот», – сказал один из пассажиров автобуса, пожилой человек, по-видимому, пенсионер. – Далеко шагнул от прежнего!

И верно. Существовали когда-то полукустарные механические мастерские, бравшие на себя немудрёные ремонтные работы. На их месте за годы советских пятилеток поднялись корпуса большого завода, оснащённого совре­менным оборудованием. Тут цехи: кузнечный, сталели­тейный, механические, фонтанной арматуры, ролико-втулочных цепей, нефтяной аппаратуры, инструментальный и  многие другие.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru