Город Грозный

Казаков А. И.

1 мая 1931 года в Грозном была открыта первая студия Чеченского национального театра. Большинство студентов были малограмотными. Они почти не знали русского языка. Для них была разработана специальная учебная программа, рассчитанная на два года. Студийцы, набираясь знаний, одновременно выступали со спектаклями в районах, в городе. Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности теснейшим образом связал себя с задачами соци­алистического строительства Чечни, активной борьбы с пережитками прошлого. Несмотря на трудности, ставились пьесы, разоблачающие ду­ховенство. Театр сразу же завоевал широкую по­пулярность.

Была создана и ингушская студия. Большую помощь оказывал известный советский писатель М. Булгаков. Позже чеченская студия преобразована в Чеченский государственный драматический театр. Актерами его были Асет Исаева, Зина Исакова, Шамсудин Кагерманов, Асет Ташухаджиева, Баудин Эльмурзаев, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткачева и др.

В развитии драматургии, театра чеченцев ингушей большую роль сыграла высокая культура русского народа, других братских народов. В течение нескольких лет работал в Чечено-Ингушском драматическом театре художественным  руководителем Арчил Чхартишвили, впоследствии народный артист Грузинской ССР, главный режиссер Грузинского государственного театра имени Ш. Руставели. В театре имени Ш. Руставели была открыта специальная студия для подготовки творческой молодежи из Чечено-Ингушетии. В разные годы в национальном театре работали А. А. Тугенов (художественный руководитель), Мамед Алили (режиссер), Л. А. Леонов (балетмейстер), художники Ираклий Гамрекели и Э. А. Бернгард, композиторы   Г. Мецурнов,   А. А. Александров, режиссеры: В. Э. Вайнштейн, Н. К. Децик, А. Г. Ридаль, М. Г. Минаев, Л. С. Горькая и многие другие, оказавшие чеченскому и ингушскому народам бескорыстную помощь в подготовке национальных кадров. Неоценимый вклад внесла открытая в 1938 году Чечено-Ингушская теат­ральная студия при Государственном институте театрального искусства в Москве.

От спектакля к спектаклю росло сценическое мастерство актеров театра, раскрывались их твор­ческие возможности. В 1937 году в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим образовани­ем, выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев, знаю­щий язык, быт и нравы народа, культурный уро­вень и запросы массового зрителя.

В 1940 году Г. Батукаеву, В. Вайнштейну, М. Бадуеву, Б. Ильясову, О. Горчханову, Я, Зубайраеву, И. Ибрагимову было присвоено почет­ное звание заслуженных артистов ЧИАССР. Поз­же некоторые актеры театра стали народными ар­тистами республики, а Я. Зубайраев — народным артистом РСФСР.

Большой популярностью у грозненских ребят пользовался Чечено-Ингушский ТЮЗ, который на Всесоюзном смотре детских театров вошел в чис­ло лучших театров Советского Союза и награжден Почетными грамотами Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР и Президиума Верховного Совета ЧИАССР.

26 октября 1939 года в Грозном состоялся первый концерт ансамбля песни и пляски Чече­но-Ингушской АССР. «На эстраде 45 участников в красочных национальных костюмах», — писа­ла по этому поводу газета «Грозненский рабо­чий». — Стройно поет хор ингушскую колхозную песню. Умело инструментированные дирижером А. М. Халебским хорошее впечатление оставили «Песни и пляски девушек», народная музыкаль­ная картинка «Джаунаш» (пастухи), «Урус-Мар­тановская лезгинка». Бурными аплодисментами встречено выступление хореографической группы ансамбля, исполнившей массовую чеченскую лез­гинку и ингушский танец».

Грозный становится центром культурной жиз­ни автономной республики.

На подъеме. Ошибки, допущенные руковод­ством «Грознефти» в эксплуатации нефтеносных площадей, в бурении, разведке, организации и оплате труда, привели в начале третьей пятилет­ки к падению добычи нефти. В октябре 1937 года ЦК ВКП(б) принял решение, направленное на улучшение работы «Грознефти». Была поставлена задача изыскать новые нефтеносные площади, лучше организовать бурение, укрепить опорные участки нефтяной промышленности квалифици­рованными кадрами, сосредоточить внимание не только на работе стахановцев-рекордсменов, но и оказать всемерную поддержку большой армии ударников, дающих основную массу продук­ции.

Для руководства промышленностью, главным образом нефтяной, в Грозном 11 мая 1938 года по решению ЦК ВКП(б) создается городской ко­митет партии. Город разбивается на пять райо­нов. На руководящие должности «Грознефти» на­правлены более 180 передовиков производства. И среди них буровые мастера А. М. Рябов, И. И. Негоднев, мастера по добыче нефти И. М. Груша. В. М. Привалов, инженер Н. Г. Пастернак и др.

На призыв Чечено-Ингушской партийной организации пополнить ряды работников грознен­ской нефтяной промышленности откликаются сотни и тысячи тружеников села. На строитель­ство нефтемаслозавода приехали около 1500 доб­ровольцев из колхозов республики. Особое внимание уделяется подготовке национальных кадров. Только на нефтезаводы в это время приняты 962 чеченца и ингуша. К ноябрю 1940 года в нефтяной промышленности насчитывалось 26 243 рабочих, из них 4218 чеченцев и ингушей. В этом е году весь выпуск молодых инженеров промыслового факультета Грозненского нефтяного института ушел работать на промыслы «Старогрознефти». Здесь началась трудовая жизнь В. Г. Бабукова, Н. Е. Меркулова, А. П. Ермоленко и других, составивших славу «Грознефти»-

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru