1 мая 1931 года в Грозном была открыта первая студия Чеченского национального театра. Большинство студентов были малограмотными. Они почти не знали русского языка. Для них была разработана специальная учебная программа, рассчитанная на два года. Студийцы, набираясь знаний, одновременно выступали со спектаклями в районах, в городе. Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности теснейшим образом связал себя с задачами социалистического строительства Чечни, активной борьбы с пережитками прошлого. Несмотря на трудности, ставились пьесы, разоблачающие духовенство. Театр сразу же завоевал широкую популярность.
Была создана и ингушская студия. Большую помощь оказывал известный советский писатель М. Булгаков. Позже чеченская студия преобразована в Чеченский государственный драматический театр. Актерами его были Асет Исаева, Зина Исакова, Шамсудин Кагерманов, Асет Ташухаджиева, Баудин Эльмурзаев, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткачева и др.
В развитии драматургии, театра чеченцев ингушей большую роль сыграла высокая культура русского народа, других братских народов. В течение нескольких лет работал в Чечено-Ингушском драматическом театре художественным руководителем Арчил Чхартишвили, впоследствии народный артист Грузинской ССР, главный режиссер Грузинского государственного театра имени Ш. Руставели. В театре имени Ш. Руставели была открыта специальная студия для подготовки творческой молодежи из Чечено-Ингушетии. В разные годы в национальном театре работали А. А. Тугенов (художественный руководитель), Мамед Алили (режиссер), Л. А. Леонов (балетмейстер), художники Ираклий Гамрекели и Э. А. Бернгард, композиторы Г. Мецурнов, А. А. Александров, режиссеры: В. Э. Вайнштейн, Н. К. Децик, А. Г. Ридаль, М. Г. Минаев, Л. С. Горькая и многие другие, оказавшие чеченскому и ингушскому народам бескорыстную помощь в подготовке национальных кадров. Неоценимый вклад внесла открытая в 1938 году Чечено-Ингушская театральная студия при Государственном институте театрального искусства в Москве.
От спектакля к спектаклю росло сценическое мастерство актеров театра, раскрывались их творческие возможности. В 1937 году в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим образованием, выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев, знающий язык, быт и нравы народа, культурный уровень и запросы массового зрителя.
В 1940 году Г. Батукаеву, В. Вайнштейну, М. Бадуеву, Б. Ильясову, О. Горчханову, Я, Зубайраеву, И. Ибрагимову было присвоено почетное звание заслуженных артистов ЧИАССР. Позже некоторые актеры театра стали народными артистами республики, а Я. Зубайраев — народным артистом РСФСР.
Большой популярностью у грозненских ребят пользовался Чечено-Ингушский ТЮЗ, который на Всесоюзном смотре детских театров вошел в число лучших театров Советского Союза и награжден Почетными грамотами Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР и Президиума Верховного Совета ЧИАССР.
26 октября 1939 года в Грозном состоялся первый концерт ансамбля песни и пляски Чечено-Ингушской АССР. «На эстраде 45 участников в красочных национальных костюмах», — писала по этому поводу газета «Грозненский рабочий». — Стройно поет хор ингушскую колхозную песню. Умело инструментированные дирижером А. М. Халебским хорошее впечатление оставили «Песни и пляски девушек», народная музыкальная картинка «Джаунаш» (пастухи), «Урус-Мартановская лезгинка». Бурными аплодисментами встречено выступление хореографической группы ансамбля, исполнившей массовую чеченскую лезгинку и ингушский танец».
Грозный становится центром культурной жизни автономной республики.
На подъеме. Ошибки, допущенные руководством «Грознефти» в эксплуатации нефтеносных площадей, в бурении, разведке, организации и оплате труда, привели в начале третьей пятилетки к падению добычи нефти. В октябре 1937 года ЦК ВКП(б) принял решение, направленное на улучшение работы «Грознефти». Была поставлена задача изыскать новые нефтеносные площади, лучше организовать бурение, укрепить опорные участки нефтяной промышленности квалифицированными кадрами, сосредоточить внимание не только на работе стахановцев-рекордсменов, но и оказать всемерную поддержку большой армии ударников, дающих основную массу продукции.
Для руководства промышленностью, главным образом нефтяной, в Грозном 11 мая 1938 года по решению ЦК ВКП(б) создается городской комитет партии. Город разбивается на пять районов. На руководящие должности «Грознефти» направлены более 180 передовиков производства. И среди них буровые мастера А. М. Рябов, И. И. Негоднев, мастера по добыче нефти И. М. Груша. В. М. Привалов, инженер Н. Г. Пастернак и др.
На призыв Чечено-Ингушской партийной организации пополнить ряды работников грозненской нефтяной промышленности откликаются сотни и тысячи тружеников села. На строительство нефтемаслозавода приехали около 1500 добровольцев из колхозов республики. Особое внимание уделяется подготовке национальных кадров. Только на нефтезаводы в это время приняты 962 чеченца и ингуша. К ноябрю 1940 года в нефтяной промышленности насчитывалось 26 243 рабочих, из них 4218 чеченцев и ингушей. В этом е году весь выпуск молодых инженеров промыслового факультета Грозненского нефтяного института ушел работать на промыслы «Старогрознефти». Здесь началась трудовая жизнь В. Г. Бабукова, Н. Е. Меркулова, А. П. Ермоленко и других, составивших славу «Грознефти»-