Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →

В. А. Татаев, Н. Ш. Шабаньянц

Селение Эрзи

Селение Эрзи

В созвездии братских республик Северного Кавказа достойное место занимает Чечено-Ингушетия. Расположенная между величественным Кавказским хребтом и Терско-Кумской низменностью республика соприкасается с Дагестанской и Северо-Осетинской АССР, Ставропольским краем и Грузинской ССР.
Территория ее составляет около 20 тыс. кв. км. Население — более 1 млн. человек (январь 1970 года). Дружной семьей живут здесь чеченцы, ингуши, русские и представители многих других национальностей. Огромны природные богатства Чечено-Ингушетии, но главным из них является нефть, не уступающая по своему качеству лучшим мировым стандартам. Щедро наделена она и запасами строительных материалов, минеральных вод.
Продукция заводов и фабрик республики известна в нашей стране и далеко за ее пределами. Высоко развито и ее сельское хозяйство.
Живописен наш край. Изумруд и лазурь заоблачных вершин Кавказского хребта вместе с неповторимой красотой древних гор, сказочно причудливые скалы и таинственные ущелья придают ему неотразимое романтическое очарование.
Известный французский писатель Анри Барбюс, посетивший Чечено-Ингушетию в 1932 году, назвал ее жемчужиной Советского Союза. «Она достойна этого названия, — сказал писатель, — здесь много богатств, из которых самым ценным являются люди, которые, познав свободу и радость новой жизни, успешно строят величественное здание, имя которому социализм».
Велик и прекрасен народ этого края своими подвигами и своими делами. Чеченцы и ингуши составляют одну народность с одним историческим прошлым. Себя они называют вайнахами, что означает «наш народ». На развитие культуры вайнахов оказали влияние разнообразнейшие культуры восточного мира.
Академик Пельше писал: «Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых, религиозных условий, в каких веками жил данный народ — они определяли и содержание и форму песен, сказаний, танцев, костюмов, орнаментики; творчество народа, т. е. крестьянских, трудящихся масс, прежде всего таких народов, как горские, необходимо изучать, необходимо знать». Декоративно-прикладное искусство является составной частью многонациональной советской культуры.
История художественных ремесел народов Чечено-Ингушетии, к сожалению, до сих пор не получила полного освещения в литературе. В этой работе представлено искусство ковроделия, резьбы по камню, дереву и кости. Нам думается, что она вызовет определенный интерес у художников, мастеров прикладного искусства и принесет несомненную пользу широкому кругу читателей.
Замечательным ремеслом ковроделия занималась и ныне владеет большая армия горянок республики. Ковровые изделия удовлетворяли не только эстетические запросы населения, но и утилитарные — широко применялись в быту. Коврами утеплялся земляной пол горской сакли, украшались стенные шкафы и мебель; ковровые изделия — сумки и вьючные мешки — служили для перевозок грузов по узким горным тропам.

Пороховница. Резьба по дереву. Чечено-Ингушский   краеведческий музей, г. Грозный.

Пороховница. Резьба по дереву. Чечено-Ингушский краеведческий музей, г. Грозный.

Именно ковры — изобилие на стенах и полах — отличительная черта внутреннего убранства у чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа. Развитию ковроделия способствовало обилие местного сырья, получаемого от овцеводства. Ковроделие в народном декоративно-прикладном искусстве занимает особое место и является одним из наиболее распространенных видов художественного творчества.
Сравнивая старинные и современные ковры, нетрудно заметить, что и орнамент, и виды ковровых изделий, и цвет, и техника их исполнения непрерывно менялись. По цвету современные ковры броские и насыщенные. Рисунки, как правило, симметричны, они хорошо вписываются в прямоугольные рамки — обрамления. Характер рисунка орнаментальный, с плавными кривыми и мягкими переходами в узлах сопряжений. Композиция ковра состоит из стилизованного орнамента, символического изображения солнца, звезд, полумесяцев, оленьих рогов, кругов, полных и прерывистых, прямоугольников, ромбиков, завитков и других мотивов, гармонично объединенных между собой и составляющих целостный художественный образ. Чечено-ингушским коврам свойственна лаконичность изобразительных средств, чеканность и строгость ритма, контурность условных изображений, большая насыщенность и декоративность.
Уместно заметить, что у различных мастеров, в различных районах Кавказа, хотя и прослеживаются некоторые расхождения по замыслу композиции и цвету, тем не менее общим для них является тяга к насыщенной, яркой расцветке, построенной на контрасте бордовых, красных, зеленых и синих тонов с участием голубого, желтого, белого, черного, коричневого и других цветов, крупному выразительному рисунку, умение достигать большой декоративности в целом.
Художественно-эстетическое восприятие жизни чечено-ингушского народа воплощалось в орнаментальных узорах ковров. В них выражалась мечта о мире и счастье. Однако эти узоры ни в коем случае не были приемом чисто внешней стилизации. Они— результат творческого переосмысления того или иного образа.
Помимо ворсовых ковров (куз), изготовлялись и гладкие ковры — одно- и двусторонние, паласы (пале), вьючные мешки (талаш) и др. Ковры ручной выработки так же добротны и прочны, как и фабричные. Они подкупают своей непосредственностью, несут в себе неповторимый отпечаток индивидуальности мастера. Именно поэтому ковер ручного производства высоко ценится и пользуется большим спросом.
Развитие ковроделия способствует экономическому развитию страны, расширяет связи между народами. Еще на VIII съезде РКП(б) молодая Советская республика, определяя свои экономические задачи, в Программе партии особым пунктом наметила перспективы развития кустарной промышленности: «...необходимо широкое использование ее путем дачи государственных заказов кустарям; включение кустарной и мелкой промышленности в общий план снабжения сырьем и топливом, а также ее финансовая поддержка». Об этом не следует забывать и сегодня.

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru