Чеченская народная поэзия XIX-XX вв.

Мунаев И. Б.

Формульный характер приобрели в жанре героико-исторических илли и обращения героя к Тереку, а матери героя к врачам. В первом обращении герой просит бурную и своенравную реку принять его как редкого гостя, который не часто беспокоит реку, и с миром пропустить через себя. Во втором формульном обращении содержится призыв-угроза матери к врачам, которые при большом напряжении сил всегда могут вылечить тяжело раненного героя.

В этом опять-таки проявляется существенная разница между богатырским героическим эпосом и поздним песенным героико-историческим эпосом-илли.

В первом герой по своей природе неуязвим, он обладает невероятной силой и могуществом. Богатырским предстает и его конь, который часто выступает в роли волшебного помощника, советует герою и помогает ему одолеть врагов.

Герой позднего эпоса илли предстает более реалистичным. Ему свойственны внутренние переживания и размышления. Он побеждает многочисленных врагов, прежде всего благодаря своим личностным качествам: стойкости, мужеству и силе духа. При этом он уязвим, получает большое количество ранений. Герой позднего эпоса илли, как правило, не погибает, его вылечивают.

Анализ композиционного строения перечисленных выше песенных позднеэпических мотивов ("Напутствие матери", "Обращение героя к коню", "Обращение героя к Тереку", "Обращение матери к врачам"), встречающихся в прямой речи песенных персонажей, говорит о том, что им присуща устойчивая композиционная модель. В первой части обращения герой или мать героя как бы обосновывают свое право на просьбу-пожелание, а во второй части - формулируют ее. В этом находит свое выражение один из важнейших морально-этических принципов жанра илли, связанный с представлениями об идеальном герое и героическом. Этот принцип один из сюжетообразующих, ибо он находит свое выражение не только в общей схеме строения формульных мотивов, но и в их внутренней целостности и однородности, что говорит в пользу системности жанра.

В процессе эволюции позднего эпического жанра героико-исторических илли в нем под воздействием народных представлений об идеальном облике героя выработалась целая система стереотипных мотивов, используемых сказителями при описании действий героя в процессе подготовки к походу или сражению, а также при описании самого боя или сражения героя с многочисленными врагами. Для иллюстрации поздней эпичности героев илли приведем некоторые примеры этих мотивов.

Все действия и движения песенных героев быстры и динамичны. Они передаются через устойчивые сравнительные обороты, которые приобрели формульный характер. Так, герой илли среди ночи внезапно просыпается от тяжелого сна:

"Подобно раненному в душевное место красному зверю,
Сзади двумя руками ударив, вскочил".

Герой быстро готовит своего коня к походу и кружась садится на него:

"На тополь со сломанной вершиной
cадящемуся легкому ястребу подобно,
С конем кружась, сам пригнувшись сел..."

При описании подготовки героя к походу в спокойной обстановке сказители используют обычно формульное описание, подчеркивающее тщательность подготовки героя к походу:

"Увозимой невесте подобно гнедого коня приготовив,
Красивой девушке подобно сам быстро приготовившись...".

В такой ситуации величественным и степенным изображается и выезд героя из своего села:

"Мир оставляя закатывающемуся солнцу подобно,
Село оставляя, от села отделился этот Актула, сын Жумы".

После традиционного формульного обращения героя к своему коню, последний быстро переносит его к месту основных событий. Здесь сказители обычно используют формульное описание стремительного бега коня:

"Ветром непогоды гонимой метели подобно,
Гнедым конем быстро перевозимый...".

Могущество коня фиксирует другой мотив:
"Когда поводья натянешь - к облакам протягиваясь,
Когда поводья ослабишь - боясь, что в землю войдет,
Скакать начал душою чистый этот конь".

Бег коня настолько стремителен и могуч, что он почти не управляем. Об устойчивости формулы могущества коня говорит его наличие в переосмысленном виде в пародийных илли. В этих песнях традиционные формулы сохраняют свою поэтическую форму, но меняют эстетическое назначение и смысл на противоположный знак: от героического к комическому. А это говорит в пользу завершенности классического развития позднего песенного эпоса героико-исторических илли.

Формульное описание, которое создает идеальные героические представления о песенном герое, становится средством высмеивания и иронии над героем пародийных песен. Важно, что слушателям знакомы традиционно-героические формульные описания. Знание этого контекста усиливает иронический характер пародийных илли. Так, в "Илли о трусливом Ганжаби" описание стремительного бега старой «душою нечистой клячи» передается при помощи  переосмысленного стереотипного мотива могущество коня:

"Когда поводья натянешь - навзничь упасть боясь,
Когда поводья ослабишь - набок упасть боясь,
Качаться стала она - душою нечистая кляча".

Наличие в чеченском фольклоре целого пласта пародийно-шуточных илли с переосмысленными формульными описаниями говорит об эволюционной завершенности позднего эпического жанра героико-исторических илли (от героического - к пародии, анекдоту).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru